"Черная пантера" - очередное детище студии Marvel, главного на сегодняшний день производителя блокбастеров. В библиотеке Marvel такие персонажи, как Железный человек, Халк, Капитан Америка и еще десяток других, которые объединены в команду Мстителей - коллективное добро с кулаками, не раз спасавшее мир от неминуемой гибели. Долгое время кинокомиксы Marvel штамповались если не по одной и той же схеме, то уж точно в одной и той же стилистике. Практически всегда это были красочные и ироничные аттракционы, поражающие публику визуальными эффектами. Большинство блокбастеров студии - веселая карусель, аттракцион без двойного дна.
Большинство - но не все. "Первый мститель-3" два года назад стал фильмом, где студия соскочила с веселой карусели и переключилась на режим международной панорамы. Главной темой того фильма стал раскол в команде супергероев по принципиальному вопросу - должны ли Мстители согласовывать свои действия с международными институтами вроде ООН? В этом сложно не углядеть прозрачную метафору роли США в мировом порядке - когда против твоего лома ни у кого нет приема, возникает неизбежный соблазн устроить разрушительную войну ради мира во всем мире.
"Черная пантера" продолжает "серьезную" марвеловскую линию. Но если "Первый мститель-3" был взглядом Америки на саму себя - что делать с собственной суперсилой? - то "Пантеру" вполне можно считать проекцией американского массового сознания на весь остальной мир. Точнее, на ту его часть, которая обладает ценными ресурсами. Ваканда в фильме - государство с двойственной природой. Его политическое устройство родом из средневековья с абсолютной властью монарха и братоубийственными войнами за трон. Однако все это каким-то немыслимым образом соседствует с невероятным хай-теком, скрытым от посторонних глаз, - вакандские звездолеты из вибраниума бороздят космические просторы, пока два принца выясняют, кто тут альфа-самец. Вездесущее ЦРУ в лице агента Росса, которого играет милейший Мартин Фриман, догадывается о тайном могуществе африканской страны, но до поры не дает об этом знать, а в нужный момент записывается в союзники. Благодарные вакандцы не остаются в долгу - когда добро наконец побеждает зло и престол занимает правильный парень, вакандцы щедро делятся секретом вибраниума со всем остальным миром. Мир устраивает Ваканде бурные и продолжительные аплодисменты, а в Калифорнии вот-вот вырастет огромный Центр поддержки Ваканды - при том, что средневековые ритуалы и абсолютную монархию там никто ликвидировать не собирается.
Интересный, конечно, месседж для стран третьего мира - если ты гордое, но не слишком развитое государство, то лучше добровольно и бескорыстно поделиться своим главным ресурсом с кем надо. Исключительно ради процветания планеты, разумеется. Как именно начнет процветать планета благодаря вакандскому супероружию, не объясняется. Тут красноречива разница подходов создателей одних и тех же блокбастеров к проблеме обладания суперсилой у "своих" и "чужих" героев. В этой вселенной никому в голову не приходит попросить американца Тони Старка поделиться с кем-то своими технологическими секретами, а вот Черная пантера отчего-то сделать это обязана из соображений этики. Пожалуй, ни один американский блокбастер, снятый в последние годы, не провозглашал так громко торжество двойной морали.
Вообще, если приглядеться к "Пантере" повнимательнее, можно много удивительных вещей обнаружить - и расистскую спесь "золотого миллиарда" по отношению к жителям остальной планеты (как справедливо выразился один мой коллега, некоторые сцены из вакандской жизни сняты так, будто это телепередача "В мире животных"), и великодержавный шовинизм под видом призывов к международному единству. Ей-богу - уж лучше веселый и безмозглый аттракцион.