Самая дешевая путевка на Азовское море обойдется в 19 тысяч рублей на три недели без учета дороги. Хотя год назад смена в том же лагере стоила 17 тысяч рублей. За эти деньги ребенок будет жить в комнате на восемь человек с удобствами на этаже. Хочешь более комфортные условия? Готовься заплатить 45-55 тысяч рублей. Путевка за рубеж в среднем обходится в 120 тысяч рублей с перелетом.
"Конечно, это очень накладно. Номногие родители готовы к тратам, только бы ребенок был занят делом, а не болтался по улице", - говорит директор компании "Согласие" Татьяна Остапенко. Тем не менее, по ее словам, по структуре спроса видно, что финансовые возможности многих семей на пределе.
Активнее всего раскупаются бюджетные варианты, а также самые дорогие путевки. Средний сегмент безнадежно просел еще три года назад, и пока процесс его восстановления идет крайне медленно. В 2018 году игроки рынка не ожидают восстановления платежеспособного спроса.
Казалось бы, с детскими путевками действует то же правило, что и при покупке обычных туров, а они в этом году обещают стать дешевле. Во всяком случае, на российском юге. Большинство гостиниц Анапы, Геленджика и Крыма отказались повышать цены на сезон 2018 года, а многие даже их снизили на 10-20 процентов. Увы, нет, к лагерям это не относится.
"Разница в том, что гостиницы в прошлом году резко подняли свои расценки, почти на треть. И теперь, после неудачного сезона их снижают. Детские лагеря этого не делали, а все ценовые изменения завязаны на стоимости продуктов питания и ЖКХ", - объясняет Татьяна Остапенко, добавляя, что сильнее всего поднимать цены могут позволить себе самые востребованные детские лагеря. На "выезде" подорожание происходит в основном за счет перевозки.
Предыдущий сезон в сегменте детского отдыха назвать удачным вряд ли возможно. Вот результаты прошлогоднего опроса, проведенного сервисом путешествий Туту.ру: четверть российских детей провели летние каникулы дома, около 20 процентов отдыхали на даче, еще 12 процентов - в деревне. На море смогли поехать всего десять процентов детей. Самыми непопулярными оказались детские лагеря: пять процентов опрошенных побывали в летних лагерях в России и примерно два процента - за границей.
"Пока мы видим, что продажи детских путевок стартовали лучше, чем год назад. Но это касается только двух направлений - России и Турции", - сообщила директор по туризму компании "Ост-Вест" Наталья Твердышева. Другие туроператоры в число лидеров детского отдыха добавляют Болгарию. Все дело опять же в доступности отдыха. Некоторые лагеря здесь уже встали на "стоп" до середины лета, то есть мест в них не осталось. Следом с большим отрывом идут Испания, Греция и Мальта.
Впрочем, глава компании "Дельфин" Сергей Ромашкин обращает внимание, что коммерческие игроки составляют лишь небольшую часть рынка детского туризма. Примерно 75 процентов детей путешествуют благодаря выделенным властями субсидиям. И государство за счет увеличения финансирования с каждым годом только наращивает свое участие.
По оценкам экспертов, в черноморских лагерях ежегодно отдыхают 200-300 тысяч детей. И еще несколько миллионов ребят остаются в своих регионах.
По данным исследования Deloitte и Мосгортура, чаще всего ребенка отправляют в летний оздоровительный лагерь семьи с высоким уровнем доходов (1,3 раза в год), а также родители, которые настроены на углубленное изучение иностранного языка (1,4 раза в год).
Девять из десяти родителей отправляют детей в отечественные лагеря. При выборе места отдыха ребенка они руководствуются такими факторами, как близость лагеря к дому, его транспортная доступность, безопасность (регулярная связь с представителями лагеря, наличие пропускного режима, ежедневные и ночные обходы лагерной территории, постоянное, круглосуточное присутствие вожатых, администрации) и доступная стоимость путевки.
При этом двое из десяти родителей планируют в ближайшие два года отправить своего ребенка в зарубежный лагерь. Основные причины выбора - возможность изучения иностранного языка с носителем, более интересные программы (культурный обмен, новые места) и более комфортные условия проживания.
Главными факторами при выборе абсолютно любого лагеря - как в России, так и за рубежом - для родителей являются организация питания, персонал и коммуникации, а также трансфер детей.
Подготовила Елена Березина