Исполнение законодательства об оплате труда контролирует несколько ведомств. Однако даже разрозненные данные позволяют сказать, что ситуация за прошедший год почти не изменилась. Работодатели идут на все, лишь бы сэкономить.
В области составили рейтинг нарушений, которые встречаются при проверках. Самое распространенное - задержка зарплаты. Руководители пытаются скрывать это от госорганов. За просрочку более двух месяцев им грозит уголовная ответственность или лишение права управлять предприятием.
- Так, по постановлению прокурора Орловского района сроком на один год дисквалифицирован гендиректор ОАО - за невыплату в установленный срок зарплаты, - рассказал корреспонденту "РГ" прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - А в целом за 2017 год после прокурорских проверок было возбуждено 14 подобных уголовных дел.
По его словам, за год составлено более одной тысячи актов реагирования и подано свыше 740 исков в интересах работников, вовремя не получивших зарплату. В их пользу суды взыскали свыше 32 миллионов рублей. А с учетом несудебных мер работникам выплатили более 70 миллионов. Без малого 190 директоров и бухгалтеров получили выговоры, предупреждения и штрафы.
Но масштабы проблемы еще велики. На 1 января 2018 года просроченная задолженность по зарплате в регионе составила 63,1 миллиона рублей. Для сравнения: на 1 января 2017 года она равнялась 66,6 миллиона. За год долг сократился, но всего на три процента. И это при том, что контролирующие органы не дремлют. Так, в 2017 году по требованию государственных инспекторов труда была выплачена задержанная зарплата на 74,9 миллиона рублей. Ведомство защитило права 5,6 тысячи работников. И это всего лишь проверка текущих жалоб - оценить реальный уровень задолженности непросто. К тому же официальная статистика не учитывает долги малых и микропредприятий.
По словам врио главного госинспектора труда Орловской области Сергея Авдеева, многие пускаются на хитрости при приеме на работу и увольнении. Все чаще встречаются трудовые договоры, оформленные с нарушением закона. И не всегда сотрудники знают об ущемлении своих прав. Например, в договоры не включают пункты о надбавках и других условиях оплаты отпуска и труда. Их зачастую делают бессрочными - не указывают дату окончания действия. Пользуясь этим, директор начинает запугивать работника - дескать, расторгну договор в любой момент. Кроме того, в условия включают незаконные пункты о санкциях - штрафах за разглашение коммерческой тайны и другое. Штрафы вправе взимать только государство, но работодателей это не смущает. Обычным делом стали внутренние финансовые санкции за неисполнение приказов и распоряжений, несоблюдение трудовой дисциплины и правил распорядка. Штрафуют и за досрочное расторжение договора по инициативе работника, решившего уйти на другое предприятие. Все это нарушает нормы Трудового кодекса.
- Только в четвертом квартале 2017 года по нашим требованиям были внесены изменения примерно в 200 трудовых договоров, - рассказал Сергей Авдеев. - Также сложилась практика заключения с работниками договоров подряда и использование заемного труда. Это можно расценить как уклонение от оформления трудовых отношений.
Работник подписывает гражданско-правовой договор, тем самым развязывая директору руки. Тот как бы и не принимает сотрудника на работу, а потому не дает соцпакет. Подчиненный не ходит в отпуск, не может оформить больничный лист, лишен премий и прочее. И "уволить" его могут по формальной причине. А у госинспекции не хватает полномочий для защиты таких людей.
- Инспектор труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, - пояснил Сергей Авдеев. - Поэтому работники обращаются в суд с исками об установлении факта трудовых отношений и понуждении работодателя оформить их в соответствии с законодательством.
За минувший год в Орловской области выявили 551 нарушение в сфере оплаты и нормировании труда и 250 - при оформлении трудовых отношений. Также нашли предприятия, которые платили зарплату ниже МРОТ. Кое-где не проводилась специальная оценка условий труда, из-за чего работники не получали положенные по закону надбавки "за вредность".
В областном управлении труда и занятости отметили еще одну тревожную тенденцию. В 2018 году начало расти количество сотрудников, переведенных на неполный рабочий день. Закон позволяет это делать по инициативе работодателя или по соглашению сторон, если у организации нет иного выхода. Подобные меры считаются законными, но они могут быть и маскировкой. Бывает, что работник продолжает трудиться полный день, но часть заработка получает в конверте.
- Периодически предприятия региона находятся "в состоянии неполной занятости" и простоях или отправляют работников в отпуск без зарплаты, - рассказывает глава управления труда и занятости Анатолий Майоров. - Обычно это происходит из-за сокращения объемов производства, связанного с отсутствием рынков сбыта или уменьшением спроса.
В режим неполной занятости вступают и по техническим причинам. Например, при модернизации, когда в цехах устанавливают новое оборудование, и производство приостанавливается. Однако из-за этого растет латентная, то есть скрытая безработица. Формально занятые в экономике люди не работают и зарплаты не имеют, а их статус определен так - "находящиеся под риском увольнения".
- К началу 2018 года в Орловской области в состоянии неполной занятости находилось 749 человек, - продолжает Анатолий Майоров. - Но за январь их количество увеличилось втрое - до 2241 человека. Наибольшее число таких работников отмечено на обрабатывающих производствах и в строительстве.
Работодатели объясняют происходящее тяжелым финансово-экономическим положением. Но что делать сотрудникам? Они не знают, будут ли сохранены их рабочие места или стоит искать новую работу? У них нет заработка, чтобы содержать семью? Да и как искать новое место, если трудовую книжку тебе не отдали?
Все это сопряжено с большим риском. Пока находишься в неоплачиваемом отпуске, твое предприятие может… исчезнуть. Или сменить владельца, место регистрации и другое. Как раз такое сложное дело распутывают сейчас орловские следователи. История началась весной 2016 года.
На базе завода по производству противопожарного оборудования появилось ООО. Оно арендовало у завода помещения и технику, взяло работников. У предприятий были одни и те же директор и главный бухгалтер. И продукция была однотипной. Только в отличие от завода общество успешным не стало и начало копить долги по налогам и зарплате.
- К концу 2016 года собственник решил продать ООО, и началось массовое увольнение работников, - пояснила старший помощник руководителя регуправления СК России Юлия Дорофеева. - Общество было продано в марте 2017 года за номинальную стоимость в 10 тысяч рублей.
По версии следствия, к тому моменту работники не были уволены так, как того требует закон. Перед ними образовалась задолженность по зарплате. Новый владелец купил ее вместе с предприятием и обязательствами перед другими кредиторами. Затем случилось несчастье - он скончался. Работники растерялись - с кого спрашивать? Экс-собственник и директор продолжают трудиться на заводе и претензии не признают. Мол, к обществу отношения не имеют. Работники обратились за помощью в следственные органы. Было возбуждено уголовное дело - пока только по факту невыплаты зарплаты. Но история может получить громкое продолжение.
- Был проведен обыск помещения, где располагалась фирма, - продолжает Юлия Дорофеева. - Там были изъяты трудовые книжки работников, которые неправомерно удерживались работодателем.
Следователи изъяли бухгалтерскую документацию и компьютеры. Они проверяют версию о фиктивности сделки купли-продажи, которая вызывает много подозрений. Заложниками ситуации стали работники, которые без трудовых книжек уже год не могут устроиться в другую организацию - разве что без официального оформления. Это показывает, что не каждый нелегал стал таковым по собственной воле.
Кстати
В 2017 году областная комиссия по снижению неформальной занятости населения выявила 16066 человек, трудившихся без оформления. Легализовать удалось 10695 из них. Остальные отказались сами. Треть "нелегалов" их положение вполне устраивает: они готовы получать зарплату в конверте. Вот только отсудить ее в случае задержки будет непросто.