Новости

27.02.2018 11:04
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Пошли в обход

Перевозчики уходят с маршрута, и крымчанам приходится пересаживаться на такси
Для обслуживания общественным транспортом жителей сельской местности Крыма необходимо приобрести минимум 795 больших и средних автобусов, что позволит обеспечить до 30 процентов рынка пассажирских перевозок. Однако первые взятые в лизинг пассажирские автобусы принесли только 228 миллионов рублей убытка.
В крупных крымских городах проблем с общественным транспортом нет, а в некоторые отдаленные поселки вообще не заходят ни автобусы, ни маршрутки. Фото: Илья Изотов/РГ В крупных крымских городах проблем с общественным транспортом нет, а в некоторые отдаленные поселки вообще не заходят ни автобусы, ни маршрутки. Фото: Илья Изотов/РГ
В крупных крымских городах проблем с общественным транспортом нет, а в некоторые отдаленные поселки вообще не заходят ни автобусы, ни маршрутки. Фото: Илья Изотов/РГ

- В Советском районе жителям сел Чапаевка или Пруды, чтобы добраться до Симферополя, нужно сначала проехать на такси несколько десятков километров в противоположном направлении до конечной остановки в райцентре, а затем пересесть на рейсовый автобус в столицу, - рассказывает заместитель председателя Советского районного совета Татьяна Крицкая. - Причина в том, что в их населенных пунктах нет вокзалов, а приобрести билет из поселка Советского с посадкой в своем селе невозможно, потому что это не предусмотрено программным обеспечением автостанций. Мы неоднократно обращались в республиканское министерство транспорта с просьбой помочь в решении проблемы, но получали отписки. Складывается впечатление, что в Симферополе нас просто не понимают.

Будь в селах автостанции, такой проблемы не было бы. Но для этого их нужно построить. Средств на строительство у госпредприятия "Крымавтотранс" на все не хватает. В прошлом году были приобретены модульные автостанции на сумму более девяти миллионов рублей и начат ремонт действующих. Впервые за последние четверть века заработала автостанция в поселке Октябрьском Красногвардейского района, от которой отправляются автобусы по 27 маршрутам. В марте откроют реконструированную автостанцию в Белогорске, ремонт которой до этого проводили в 1968 году. А также новую модульную автостанцию в поселке Ленино.

Чтобы привести в рабочее состояние все 62 действующие автостанции, объединенные в 11 сетей, нужно 439 миллионов рублей. Работать приходится за счет доходов предприятия - никаких субсидий и субвенций на эти цели не предусмотрено. В прошлом году "Крымавтотранс" заработал 333 миллиона рублей, что на 17 процентов больше, чем в 2016 году, прибыль выросла с 15 миллионов рублей в 2016 году до 35 миллионов в прошлом.

- Впервые за последние три года мы своевременно и в полном объеме перечисляли средства на счета перевозчиков, - говорит директор "Крымавтотранса" Игорь Коробчук. - "Крымавтотранс" оказывает автостанционные и агентские услуги 115 перевозчикам (из них 79 - крымским, 33 - с материковой части России и еще трем - в ЛНР и ДНР). Выручка от реализации автобусных билетов увеличилась в 2017 году почти на 100 миллионов рублей, до 1,8 миллиарда.

Руководство предприятия связывает это с ростом пассажиропотока на 100 тысяч человек. Это стало следствием частичной легализации пассажирских перевозок, в том числе благодаря открытию касс продажи билетов в аэропорту Симферополя, на пограничном пункте пропуска в Армянске, а также новых автостанций в поселках Малореченском, Солнечногорском, Новый Свет, Судак и Зуя.

Однако большинство водителей автобусов по-прежнему предпочитает возить пассажиров за наличные, а не по билетам, что уводит доходы от пассажирских перевозок в тень.

- Мы провели около ста контрольно-проверочных мероприятий и выявили почти 1,5 тысячи фактов подсадки водителями пассажиров на прилегающей к автостанции территории (общее количество превышало семь тысяч), - продолжает он. - К перевозчикам применили штрафные санкции на сумму 1,7 миллиона рублей.

В реальности количество нарушений значительно выше, так как не только на автостанции потенциальным пассажирам предлагают подождать отправления автобуса в стороне, но и по пути подбирают "голосующих", оплачивающих поездку наличными. Водителей же на маршруте уже никто не проверяет.

Заставить перевозчиков работать легально, особенно в сельской местности, невозможно: конкуренции на рынке нет, так что давить на имеющихся, значит, оставить населенные пункты вообще без общественного транспорта. Решить проблему планировалось за счет выхода на рынок муниципальных перевозчиков, для чего в лизинг закупили 140 автобусов. Но поскольку "Крымавтотранс" сам не является перевозчиком, то подвижной состав он передавал в сублизинг муниципальным и городским автопредприятиям. Из-за нерасторопности муниципальных чиновников или по иной причине автобусы сразу на маршруты не вышли. Например, в Белогорском районе они почти полгода простояли, и естественно, все это время предприятия на них ничего не зарабатывали и никакие лизинговые платежи не перечисляли. В итоге такой лизинг в прошлом году принес 228 миллионов рублей убытков.

- Эксплуатирующие автобусы муниципальные и государственные предприятия-перевозчики, в частности, "Крымтроллейбус", получают прибыль и не несут никаких обязательств при оплате лизинга, - сообщил Игорь Коробчук. - Вся нагрузка возложена на республиканский бюджет, а имущественная ответственность - на "Крымавтотранс", который фактически лишен возможности контролировать эффективность использования лизинговых транспортных средств.

По его словам, нужно вернуть ГУП РК "Крымавтотранс" статус перевозчика, что и планировалось в ходе реорганизации предприятия (слияния "Крымавтотранса" и "Крымтроллейбуса"), которая в феврале была приостановлена Совмином Крыма.

- Чтобы наладить регулярные маршруты, нужно продлить программу некоммерческого лизинга пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, - считает он. - В этом случае заказчиком может выступать только исполнительный орган государственной власти РК или госпредприятия. Несмотря на приостановку реорганизации, мы намерены приобрести 250 автобусов большой вместимости и 75 - средней. Эти транспортные средства могут обеспечить 80 процентов пассажиропотока в муниципальных образованиях Симферополя, Ялты, Алушты и Керчи.

Однако для успешной реализации проекта необходимо, во-первых, ходатайствовать перед правительством РФ о продлении и увеличении объема программы некоммерческого лизинга, во-вторых, предусмотреть необходимые бюджетные средства для республиканской программы развития транспортно-дорожной сети и внести необходимые изменения в бюджет Крыма на 2018 - 2020 годы.

Мнения

Игорь Захаров, министр транспорта Республики Крым:

- С 1 июля 2018 года каждый автобус должен иметь зарегистрированный кассовый аппарат. Но ни водители, ни перевозчики не заинтересованы в упорядочении расчетов, потому что они получают черный нал, с которого не платят налоги. Это огромные суммы, поэтому мы обсуждали с Финмониторингом, как выводить этот рынок в правовое поле. Есть проблема и со старой маршрутной сетью, не отвечающей новым реалиям. Сегодня жители населенных пунктов Красногвардейского, Нижнегорского, Белогорского районов зачастую ездят на работу в Симферополь, и старые маршруты уже неактуальны. Мы изучаем предложения районов, чтобы изменить сеть межмуниципальных маршрутов. Но на подготовку конкурсной документации нужны деньги, а республиканский минфин на это не выделил ни копейки. За этот год мы планируем ввести автоматизированную оплату проезда, оператором которой определен "Крымавтотранс", что позволит льготникам ездить бесплатно с помощью социальной карты. На основании информации с валидаторов перевозчики смогут получать компенсацию за реально перевезенных льготников.

Петр Запорожец, председатель комитета Госсовета РК по промышленности, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:

- Это ненормальная ситуация, когда жители сел не могут никуда добраться из-за того, что автобусы не заходят в их населенные пункты. Причем она характерна не только для Советского района: например, в селе Красная Поляна Черноморского района раньше была автостанция, которая теперь закрыта, и ни один перевозчик не заезжает в село. Ситуация должна улучшиться после того, как "Крымавтотранс" приобретет программное обеспечение для продажи билетов, куда будут включены все села на маршруте. Кроме того, благодаря ему купить билет можно будет не только в кассе, но и через Интернет с помощью приложения на смартфоне. Если усилить контроль за работой перевозчиков и продажей билетов, то найдутся средства и на ремонт автостанций.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Крым ЮФО Республика Крым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники