27.02.2018 19:07
    Поделиться

    В Астраханской области стали выращивать японскую сакуру

    Чуть больше 15 лет назад в России провели серьезную реформу Лесного кодекса. Главным нововведением стало то, что распоряжение лесными участками было передано органам исполнительной власти, а регионы, в свою очередь, перевели свои лесхозы на частичную или полную самоокупаемость.

    В Камызякском хозяйстве бюджетных средств не лишились, но этих денег на полноценное обеспечение и на достойную зарплату сотрудникам стало не хватать. Несколько лет назад было принято решение заняться собственным производством саженцев. Нужно сказать, что город Камызяк известен не только своей командой КВН, но и уникальным микроклиматом, который сложился в дельте реки Волги. Хорошая почва, достаточный уровень влаги, обилие водоемов и солнечного света обеспечивает прекрасные условия для жизни деревьев, притом что весь юг России преимущественно степной и леса тут в большом дефиците.

    Так что работа пошла. Многие саженцы, которые начали выращивать в Камызякском лесхозе, можно продавать уже на следующий год после высадки, и короткий бизнес-цикл позволил местным специалистам достаточно быстро поставить дело на поток. Тополя достигают товарной высоты 2 - 2,5 метра, ясень - когда достигает метра, вяз - 70 сантиметров. Освободившиеся ранее участки занимают другие виды деревьев. Такая рокировка, кстати, позволяет поддерживать почву в здоровом состоянии. Сегодня на 15 тысячах квадратных метров высаживают ясень, тополь, вяз, ель и сосну, японскую сакуру, иву шести видов, а также можжевельник и смородину.

    - Мы отгружаем наши саженцы разным фирмам и государственным организациям. Больше всего продаем на базы отдыха, которых в области очень много вдоль Волги, а также в школы и администрации районов для благоустройства, - рассказывает директор Камызякского лесхоза Владимир Черных.

    Правда, пока на большой объем выйти не получается - нужно стимулировать спрос. Но, как говорят специалисты, во многом это проблема самих лесхозов: выращивать качественную продукцию по низким ценам они умеют, а вот с маркетингом большие проблемы. Почти ни у кого нет даже собственного сайта, чтобы потенциальные покупатели могли найти их через интернет. И уж тем более нет специалистов, которые систематически занимались бы поиском клиентов.

    - На рынке остается огромное количество незанятых ниш торговли саженцами неплодовых деревьев, - считает редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. - Например, все 2000-е годы в России был строительный бум. Объем вводимого жилья до последнего времени рос ежегодно. Причем застройка ведется не точечно, а комплексно. Компания выкупает большие участки и, помимо самих домов, занимается благоустройством территории вокруг. Огромное количество саженцев закупается ежегодно у специализированных российских фирм или за рубежом по высоким ценам. Поэтому при желании российские лесхозы могли бы занять большую долю этого рынка.

    Поделиться