Новости

27.02.2018 19:07
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Стволы и зелень

Лесхоз в Астраханской области учится зарабатывать на продаже саженцев
Чуть больше 15 лет назад в России провели серьезную реформу Лесного кодекса. Главным нововведением стало то, что распоряжение лесными участками было передано органам исполнительной власти, а регионы, в свою очередь, перевели свои лесхозы на частичную или полную самоокупаемость.

В Камызякском хозяйстве бюджетных средств не лишились, но этих денег на полноценное обеспечение и на достойную зарплату сотрудникам стало не хватать. Несколько лет назад было принято решение заняться собственным производством саженцев. Нужно сказать, что город Камызяк известен не только своей командой КВН, но и уникальным микроклиматом, который сложился в дельте реки Волги. Хорошая почва, достаточный уровень влаги, обилие водоемов и солнечного света обеспечивает прекрасные условия для жизни деревьев, притом что весь юг России преимущественно степной и леса тут в большом дефиците.

Так что работа пошла. Многие саженцы, которые начали выращивать в Камызякском лесхозе, можно продавать уже на следующий год после высадки, и короткий бизнес-цикл позволил местным специалистам достаточно быстро поставить дело на поток. Тополя достигают товарной высоты 2 - 2,5 метра, ясень - когда достигает метра, вяз - 70 сантиметров. Освободившиеся ранее участки занимают другие виды деревьев. Такая рокировка, кстати, позволяет поддерживать почву в здоровом состоянии. Сегодня на 15 тысячах квадратных метров высаживают ясень, тополь, вяз, ель и сосну, японскую сакуру, иву шести видов, а также можжевельник и смородину.

- Мы отгружаем наши саженцы разным фирмам и государственным организациям. Больше всего продаем на базы отдыха, которых в области очень много вдоль Волги, а также в школы и администрации районов для благоустройства, - рассказывает директор Камызякского лесхоза Владимир Черных.

Правда, пока на большой объем выйти не получается - нужно стимулировать спрос. Но, как говорят специалисты, во многом это проблема самих лесхозов: выращивать качественную продукцию по низким ценам они умеют, а вот с маркетингом большие проблемы. Почти ни у кого нет даже собственного сайта, чтобы потенциальные покупатели могли найти их через интернет. И уж тем более нет специалистов, которые систематически занимались бы поиском клиентов.

- На рынке остается огромное количество незанятых ниш торговли саженцами неплодовых деревьев, - считает редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. - Например, все 2000-е годы в России был строительный бум. Объем вводимого жилья до последнего времени рос ежегодно. Причем застройка ведется не точечно, а комплексно. Компания выкупает большие участки и, помимо самих домов, занимается благоустройством территории вокруг. Огромное количество саженцев закупается ежегодно у специализированных российских фирм или за рубежом по высоким ценам. Поэтому при желании российские лесхозы могли бы занять большую долю этого рынка.

Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Юг России ЮФО Астраханская область