Чтобы диплом не подвел

Коллегия министерств образования Беларуси и России: образовательные стандарты должны быть едины
Новые реалии все настойчивее требуют дальнейшей гармонизации образовательных стандартов Беларуси и России.
В перерыве заседания Григорий Рапота осмотрел выставку научно-исследовательских работ, выполненных студентами Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники.  Фото: Александр Кушнер В перерыве заседания Григорий Рапота осмотрел выставку научно-исследовательских работ, выполненных студентами Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники.  Фото: Александр Кушнер
В перерыве заседания Григорий Рапота осмотрел выставку научно-исследовательских работ, выполненных студентами Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники. Фото: Александр Кушнер

Это очень важная задача белорусско-российской интеграции, отметил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота перед открытием в Минске заседания совместной коллегии Министерства образования Беларуси и Министерства образования и науки России. Она прошла под председательством министров Игоря Карпенко и Ольги Васильевой с участием руководителей белорусской Академии наук, Госкомитета по науке и технологиям Беларуси, ректоров крупнейших вузов.

Встречи в таком формате проходят достаточно регулярно. Так, образовательная тематика обсуждалась на межпарламентских белорусско-российских слушаниях в Брянске в конце минувшего года. Целью заседания нынешней коллегии было в том числе подведение итогов сделанного в сфере образования, науки и молодежной политики в соответствии с таким глобальным документом, как Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства. Коллегия приняла решение одобрить проделанную работу. Что же дальше? Об этом, отвечая на вопрос корреспондента "СОЮЗа", рассказал Григорий Рапота:

- Предстоит продолжить гармонизацию законодательной базы в сфере образования, а также учебных процессов с тем, чтобы приход на рабочее место специалиста, получившего образование в союзной стране, был естественным и безболезненным, поскольку образовательные стандарты согласованы. Над этим постоянно ведется работа. Кроме того, есть ряд вполне конкретных задач, возложенных на образовательные министерства, таких как премия Союзного государства в области науки и техники. Предстоит проделать ряд технических шагов в этом направлении. Очень важная тема - создание единого научно-технологического пространства Союзного государства. Не менее важны вопросы молодежной политики в части, касающейся образовательных министерств, совершенствования деятельности Белорусско-Российского университета в Могилеве, расширения тематики олимпиад школьников Союзного государства...

Приход на рабочее место специалиста с союзным дипломом должен быть безболезненным

Как видим, проблематика встречи далеко выходит за рамки сугубо образовательного процесса. Об этом же свидетельствовала и выставка научно-исследовательских работ, выполненных Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники. Многие из них, такие как оборудование для контроля транспортных средств, востребованы в России. Другая прорывная разработка выполнена в соответствии с инновационной программой Союзного государства и со временем позволит белорусским и российским спутникам дистанционного зондирования Земли наблюдать за ее поверхностью ночью и сквозь пыль, дым и облака.

- Выпускники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского госуниверситета отличаются высоким профессиональным уровнем и востребованы не только в Беларуси и России, но и на международном рынке труда, - отметила по этому поводу министр образования и науки РФ Ольга Васильева. - И в целом качество образования в наших странах высокое, это общеизвестно. Никакого расхождения в образовательных стандартах при этом не возникает. Национальные тесты в Беларуси и российская система ЕГЭ очень близки в плане глубины проверки подготовки школьников. Вместе с тем нужно скорректировать количество бюджетных мест в белорусских и российских вузах для ребят из союзных стран в соответствии с их потребностями. Необходимо придать динамику в развитии Белорусско-Российского университета в Могилеве.

К слову, россияне накопили немалый опыт в адаптации системы образования к новым условиям, и он интересен Беларуси, отметил Игорь Карпенко. В частности, это касается прогнозирования потребности в тех или иных специалистах. В Беларуси сейчас создается система, в соответствии с которой заказчиками определенного количества тех или иных выпускников вузов будут министерства экономики и труда и социальной защиты, исходя из реальных потребностей экономики и других сфер. Министр отметил и деятельность российского детского развивающего центра "Сириус", который может стать прообразом белорусского детско-юношеского технопарка.

Что касается централизованного тестирования, которое проходят и многие россияне, желающие учиться в белорусских вузах, то оно продолжит совершенствоваться.

Уже в этом году подсчет баллов будет вестись по новой методике. А в следующем году, отметил Игорь Карпенко, белорусское образование постарается выйти на новую систему оценки знаний юношей и девушек, более понятную им самим и их родителям.

Итоги рассмотрения этих вопросов нашли отражение в протоколе, принятом совместной коллегией. Принят и проект дальнейшего развития Белорусско-Российского университета в Могилеве.

ТОЛЬКО ДВЕ ЦИФРЫ

Сейчас в вузах Беларуси обучаются более 1500 российских юношей и девушек. А в российских вузах учатся около 13 тысяч их белорусских сверстников.

Ольга Васильева: Нужно скорректировать количество бюджетных мест в наших вузах для союзных абитуриентов. Фото: Александр Корольков/РГ
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.