28.02.2018 19:25
    Поделиться

    Трое космонавтов с МКС вернулись на Землю

    В среду на Землю вернулись российский космонавт Александр Мисуркин и американские астронавты Марк Ванде Хай и Джо Акаба. Все прошло без неожиданностей. Спускаемая капсула корабля "Союз" приземлилась в 146 километрах юго-восточнее казахстанского города Жезказган. Возвращение экипажа было под контролем 12 вертолетов Ми-8, трех самолетов Ан-26 и двух Ан-12.

    "Небожители", которые отработали на Международной космической станции 168 суток, сразу попали в руки спасателей и медиков. Вердикт спецов: все хорошо. На орбите ждать следующий экипаж остались наш Антон Шкаплеров, американец Скотт Тингл и японец Норишиге Канаи.

    Напомним: Мисуркин и Шкаплеров в начале февраля поставили новый рекорд по продолжительности работы в открытом космосе среди россиян: за бортом МКС они находились 8 часов 12 минут. Дольше, чем предыдущие рекордсмены - Сергей Рязанский и Олег Котов.

    Планировалось, что работы вне станции продлятся 6 часов 40 минут. Александр и Антон должны были демонтировать модуль связи, проработавший на МКС около 17 лет, и установить новое оборудование для канала интернет-связи. Все нюансы операции, для которой разработали три новых вида космических инструментов, экипаж отшлифовал еще на Земле. Но при монтаже пришлось откручивать десятки неподдающихся старых болтов. Плюс установка аппаратуры и ряд работ с оборудованием. Все это привели к тому, что космонавты работали на полтора часа больше. Но они сделали главное - обеспечили экипажи МКС связью с Землей через российские спутники системы "Луч". До этого, когда станция пролетала вне зоны видимости с территории России, информация в ЦУП передавалась только через спутники ретрансляции НАСА.

    Кстати, Александр Мисуркин, для которого этот выход стал четвертым в карьере, работал в новом скафандре "Орлан-МКС". Эту космическую одежку уже окрестили "умной": скафандр оснащен климат-контролем - автоматической системой терморегулирования. Еще одна серьезная новация - резиновые оболочки заменены на полиуретановые. Если прежние скафандры рассчитаны на 15 выходов в открытый космос, то "Орлан-МКС" - до 20 и больше.

    Кстати, некоторые космонавты называют момент возвращения на Землю "вторым рождением": после посадки им нужно время, чтобы привыкнуть к хождению по твердой поверхности и восстановиться физически. Одним для этого нужны часы, другим - сутки.

    "Самое сложное при посадке - это даже не момент соприкосновения с Землей, а вхождение в плотные слои атмосферы, когда космонавт испытывает перегрузки торможения, то есть отрицательного ускорения, - рассказывал космонавт Сергей Крикалев, проведший на орбите 803 дня в 1980 - 2000-е годы. - После возвращения все космонавты испытывают тяжесть в организме, у кого-то она проходит быстро, у других задерживается".

    Между тем на 21 марта запланирован запуск пилотируемого корабля "Союз МС-08" с новым экипажем МКС. В него вошли россиянин Олег Артемьев, американцы Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд. Уже завершились комплексные экзаменационные тренировки. В циклограмму "полета" инструкторы ввели ряд нештатных ситуаций, которые содержались в экзаменационном билете.

    В свое время легендарный космонавт Алексей Леонов рассказывал корреспонденту "РГ": на тренировках они отрабатывали действия в трех тысячах аварийных ситуаций. А что сейчас? Примерно то же самое. Космонавты отрабатывают действия по выходу из нескольких сотен нештатных ситуаций. Это те, которые уже бывали: например, разгерметизация спускаемого аппарата. И те, которые могут возникнуть: скажем, пожар на космическом корабле.

    Есть алгоритм работы, и каждый командир, каждый бортинженер обязан до автоматизма его знать. Но инструкторы правильно требуют: работать только по бортовой документации! Быстро, четко и грамотно.

    А в это время

    Современные аддитивные технологии будут использоваться при производстве двигателей для ракет "Ангара" и "Союз-5".

    В основе лежит принцип послойного "выращивания": детали печатаются на 3D принтере или "запекаются" лазером из порошка. Так, смесительная головка двигателя, сделанная по традиции, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва. А "выращенная" - это одна цельная деталь, которая сделана всего за 77 часов.

    Поделиться