Объявлены победители VI ежегодной премии The Art Newspaper Russia

Одна из самых престижных премий в области искусства, учрежденная российской "ветвью" международного издания по искусству The Art Newspaper Russia (TANR) и его издателем Инной Баженовой, объявила своих победителей за 2017 год. Церемония награждения в Гостином дворе прошла под знаком "Прибытия поезда", песни "Полюшко-поле", стихов Феофана Прокоповича и бессмертной прозы "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева (режиссер Алексей Агранович, художник Кирилл Преображенский, сценограф Анна Наумова).

Особенность премии TANR не только в том, что ее номинации "Музей года", "Выставка года", "Книга года", "Реставрация года" и "Личный" вклад" определяются ключевыми разделами газеты, но и в том, что решение принимает ее коллектив, объединивший известных критиков, искусствоведов, экспертов и журналистов, пишущих об искусстве. Приз - скульптура Сергея Шеховцова из поролона, представляющая стрелки невидимого циферблата в виде башни Спасской башни Кремля и лондонского Биг Бен, и отсутствие денежного приза - отлично расставляет приоритеты. А именно: демократичность, независимость и готовность "сверить часы" на российской арт-сцене со временем по Гринвичу. Иначе говоря, одним из критериев значимости художественного события становится включение отечественного искусства в международный контекст. А это предполагает, естественно, как минимум знание этого контекста. Собственно, на это и нацелено издание, представляющее панораму художественной и музейной жизни в России и мире.

Как во всякой премии, выход в шорт-лист не менее важен, чем победа. В номинации "Выставка года" в финал вышел проект Королевской академии художеств (Лондон), посвященный столетию русской революции. Отправной точкой для проекта "Революция. Русское искусство 1917-1932 годов" стала выставка 1932 года в Русском музее, приуроченная к 15-летию Октября. С британским академическим проектом соперничала выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина "Цай Гоцян. Октябрь". Этот "Октябрь" буквально порохом пропах и создал "самый взрывной образ революции". Новые революции - индустриальная, цифровая и постцифровая - стали главной темой IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства (РОСИЗО-ГЦСИ), основной проект которой был показан в старом здании Уральского приборостроительного завода. Уральская биеннале стала третьим претендентом на звание лучшей выставки 2017 года. Победителем в этой номинации стал проект ГМИИ им. А.С.Пушкина "Цай Гоцян. Октябрь". 

На фоне фотографий и кадров из кинохроники 1910-1930-х, "Чапаева", "Октября" и всадников из "Неуловимых мстителей" появились цветные китайские фонарики, на сцену прибыла дрезина с красноармейцами в буденовках, барабанщик и хор китайских девушек в красном, спевших "Полюшко-поле"… Сам художник не смог приехать на вручение премии, но в видеообращении, поблагодарив за премию, сказал, что русская революция была событием для всего мира и что он всегда мечтал сделать выставку в России, поскольку его учил живописи Константин Максимов, выпускник института им. Сурикова…

А в номинации "Музей года" в финал вышли Третьяковская галерея - "за то, что старая добрая Третьяковка не боится быть Новой Третьяковкой", ГМИИ им. А.С.Пушкина - "за беспрецедентную международную выставочную программу в эпоху санкций" и Музей современного искусства "Гараж" - "за научный подход к самому актуальному художественному процессу". Лауреатом премии стала Третьяковская галерея. Показанная короткометражка о воображаемом визите Павла Михайловича Третьяков в Новую Третьяковку, может претендовать на звание лучшего рекламного ролика об этом музее. Кроме остроумной идеи, отличного сценария, умных и точных диалогов, он соединяет проход по экспозиции Новой Третьяковки с демонстрацией модели будущей ее реконструкции.

Логично, что после появления Павла Михайловича на экране появились имена нынешних собирателей и меценатов. В номинации "Личный вклад" шорт-лист оказался длинным. В нем были Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства (ИРРИ); Наталия Опалева, основатель и директор Музея Анатолия Зверева в Москве; Тамаз и Иветта Манашеровы (фонд U-Art: Ты и искусство), без которых не случилась бы выставка грузинского авангарда в Москве; Леонид Михельсон, основатель фонда V-A-C, а также Софья и Роман Троценко (ЦСИ "Винзавод"). Лауреатом премии стал Алексей Ананьев, который в партнерстве с Третьяковской галереей поддержал передвижную выставку "Окта в Россию. Шедевры семи поколений". Более ста картин путешествовали по российским городам - от Калининграда до Владивостока. В середине мая итоговая выставка "Окна в Россию" откроется в Институте русского реалистического искусства.

В номинации "Реставрация года", где на премию претендовали фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелетове" (появление их в шорт-листе - попытка привлечь внимание к остро стоящей проблеме сохранения памятника), комплекс зданий станций Московской окружной железной дороги, а также реставрация аллегорической композиции "Апофеоз царствования Анны Иоанновны" (из коллекции Феликса Юсупова), выполненная Государственным НИИ реставрации и Историческим музеем. Последние и стали лауреатами премии TANR - "за внедрение новых стандартов и методик в работе с самыми сложными памятниками". И правда, написанная на шелке масляными красками, темперой, чернилами и позолотой конклюзия (а именно так называлась эта аллегория в XVIII веке ) была еще той задачкой для реставраторов. Но теперь, как заверил директор ГИМа Алексей Левыкин, она украсит обновленную экспозицию ГИМа.

Композиция на стихи Феофана Прокоповича - по поводу восшествия на престол Анны Иоанновны, исполненная ансамблем старинной музыки под руководством Андрея Решетина, - стала подарком лауреатам.

В номинации "Книга года" в финал вышли издание "Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI-XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края" (программа "Первая публикация" благотворительного фонда В.Потанина), книга Андрея Хлобыстина "Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины XX века" и исследование Розалинды Полли Блейксли "Русский холст. Живопись в императорской России в 1757-1881". Лауреатом премии стала британская исследовательница Розалинд Полли Блейксли - "за первый столь подробный рассказ о хрестоматийных русских художниках на английском языке". Автор книги, поблагодарив за премию, на безупречном русском языке призналась в любви к русской культуре, которая для нее стала "историей любви, сутью и корнем профессиональной жизни".

А незабвенные "Москва-Петушки" Венечки Ерофеева стали тем самым финалом, который восторг "конклюзии" соединяет с обнадеживающим "Выпьем за понимание", оставляя лучик надежды на неопределенном пути в будущее. Ведь как размышлял герой, "наше завтра светлее, чем наше вчера и сегодня". Что не обязательно, но возможно.