Авиаперелеты на Дальний Восток станут доступнее

Министерство финансов РФ подготовило законопроект о введении нулевой ставки налога на добавленную стоимость для авиакомпаний, летающих на Дальний Восток. Сделано это по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева в целях удешевления авиасообщения с самыми дальними регионами страны.

Текст законопроекта, опубликованный на портале нормативно-правовых актов, занимает меньше страницы и касается не только Дальнего Востока. Внесение поправки в один из подпунктов Налогового кодекса РФ позволит обнулить ставку НДС на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или назначения расположен на территории Калининградской области либо Дальневосточного федерального округа.

Предположительный срок вступления закона в силу в случае его принятия - июль нынешнего года.

Сейчас подобная налоговая льгота установлена только для перевозчиков, летающих в Крым и за границу. Услуги авиакомпаний на всех других направлениях облагаются НДС по ставке 10 процентов.

Оценивая новацию, глава минвостокразвития РФ Александр Галушка отметил:

- Это создает основу для доступности авиаперевозок, снижения цен на авиабилеты для жителей страны, которые летают на Дальний Восток или с Дальнего Востока в европейскую часть. Предполагается, что такие льготы будут действовать до 2020 года.

По его мнению, обнуление НДС позволит повысить рентабельность рейсов, где установилась не только низкая доходность, но и, в определенные сезоны, убыточность. Кроме того, согласно расчетам нововведение позволит ежегодно наращивать пассажиропоток на два-три процента.

Новый закон логично продолжит политику государства, ориентированную на удешевление полетов в восточном направлении. С 2010 года для ДФО действует программа субсидирования, позволяющая отдельным категориям пассажиров приобретать билеты по цене значительно ниже рыночной. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено более четырех миллиардов рублей, и льготой воспользовались 450 тысяч человек.

До последнего времени программа носила сезонный характер - льготные тарифы действовали с 1 апреля по 31 октября. Однако минувшей осенью президент страны Владимир Путин подписал поручение правительству обеспечить федеральное субсидирование воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть и обратно в течение всего 2018 года.

Предполагается, что льгота будет действовать до 2020 года и позволит ежегодно наращивать пассажиропоток на два-три процента

Применяются и другие механизмы, благодаря которым удается придержать цены авиабилетов на приемлемом уровне.

- Очень важное значение для доступности Дальнего Востока имеет плоский тариф, который установлен компанией "Аэрофлот". Сегодня во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский можно туда и обратно слетать в среднем за 23 тысячи рублей, - отмечает Александр Галушка.

Финансовое участие в организации авиасообщения на межрегиональных линиях принимают и местные власти. К примеру, правительство Колымы не первый год выделяет из областного бюджета средства на субсидирование перелетов по маршруту Магадан - Петропавловск-Камчатский - Магадан. А в Якутии из республиканской казны дотируются рейсы едва ли не во все населенные пункты, где есть аэродром или вертолетная площадка. Причем деньги выделяются как на маршруты от Якутска до арктических райцентров, так и на внутриулусные перевозки.

- Мы участвуем в программе субсидирования внутрирегиональных перевозок в арктические улусы, где 50 процентов тарифа покрывается из бюджета республики. В 2016-м было перевезено почти пять тысяч льготных пассажиров, а в прошлом году - уже более 6,4 тысячи, - рассказал "РГ" коммерческий директор авиакомпании "Якутия" Григорий Решетников.

Еще больше людей (в основном - сельских жителей) пользуются льготой на внутриулусных направлениях. В прошлом году было осуществлено 1300 таких вылетов - около 30 тысяч пассажиров купили билеты за треть стоимости. Без дотаций многие из них вообще не смогли бы рассчитывать на услуги авиации, поскольку по рыночной стоимости перелет с пересадками из арктического села до Якутска равен двум-трем северным зарплатам.

Закон об обнулении ставки НДС тоже станет свое­образной "субсидией" авиаторам. Получателей ее будут определять очень просто - по пункту вылета или назначения. Нововведение коснется всех компаний, в том числе региональных, имеющих в расписании дальневосточные рейсы. Перевозчики, конечно, восприняли это как добрую весть.

- Введение нулевой ставки НДС мы приветствуем, поскольку это позволит стабилизировать тарифы при росте стоимости сопутствующих услуг в аэропортах и авиационных горюче-смазочных материалов. Однозначно мы ждем этого, так как подобные меры носят клиентоориентированный характер, - отметил Григорий Решетников.

Правда, есть вопрос, на каком уровне будут стабилизированы эти тарифы. Летом прошлого года Федеральная антимонопольная служба заподозрила три авиакомпании в ценовом сговоре - стоимость авиабилетов на рейсы из Якутска в Москву и Санкт-Петербург в высокий сезон взлетела у всех примерно одинаково. Разбирательство еще не завершено. Якутское управление антимонопольной службы через арбитражный суд добивается от компаний выдачи необходимых документов.

Авиаторы оправдываются тем, что непомерно растут затраты. К примеру, стоимость топлива в среднем по стране в прошлом году выросла на 20 процентов, а в Якутии - на все 27. По данным Росавиации, в якутской Арктике она достигает 77 тысяч рублей за тонну. При таких ценах без господдержки далеко не улетишь.