Как "оживить" сибирскую легкую промышленность

Для начала немного теории. Говоря о легкой промышленности, мы имеем в виду ее подотрасли, к которым относятся текстильные, швейные, кожевенные, меховые и обувные производства.

К плюсам легкой промышленности можно отнести тот факт, что особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства. При этом ее продукция используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности. Как результат мы получаем производство с быстрой отдачей вложенных средств.

К сожалению, для регионов Сибири это теория, а не практика. По данным Росстата, в 2017 году в структуре объема отгруженной продукции текстильные и швейные товары, кожа, изделия из нее, а также обувь заняли всего 0,4 процента. Справедливо будет заметить, что в среднем по стране этот показатель также крайне низок - 1,2 процента.

Для большего понимания приведу другую статистику. В 2016 году в России индивидуальными предпринимателями было изготовлено 12,7 миллиона единиц постельного белья, из них в Сибири только 87 тысяч, то есть всего 0,6 процента от общего объема.

На мой взгляд, причиной сложившейся ситуации стал не экономический кризис или неумение предприятий работать в рыночных условиях, а банальное отсутствие инфраструктуры для сбыта продукции.

Работа, которую ведут региональные власти по господдержке легкой промышленности, не способна в полном объеме решить проблемы индустрии в виду ее низкой конкурентоспособности.

Недавно на одной из конференций я услышал очень интересную историю. Крупный китайский производитель, чьи чулочно-носочные изделия можно встретить практически в каждом крупном магазине России, активно переводит свои производства из КНР в Сибирь. Причины понятны: сейчас в нашей стране затраты на изготовление продукции (а это заработная плата персонала, стоимость аренды помещений, коммунальные услуги) ниже, чем в том же Китае. Причем выгоднее не создавать новые производства, а начинать выпуск продукции на уже существующих площадях. Благо, такие возможности есть у сибирских регионов, где активно развивают промышленно-логистические парки.

Выходит, что мы можем конкурировать по цене и качеству. Но для развития все равно чего-то не хватает. Напрашивается вывод: нужен либо известный и понятный потребителю бренд, который обеспечит места на полках магазинов и высокий потребительский спрос, либо государственные гарантии и защитные механизмы, делающие отечественную продукцию приоритетной.

Эффективным решением будут стимулирующие меры нефинансового характера. Сюда относится помощь в проведении международных и региональных выставок и ярмарок, организации торгово-экономических миссий, использование межрегиональных связей, информационных и трудовых ресурсов регионов.

Предприятиям и компаниям Сибири необходимо оказывать содействие в продвижении их продукции в России и за рубежом. В некоторых субъектах федерации уже есть программы, направленные на увеличение доли государственной поддержки и темпов развития отдельных отраслей экономики.