На мой взгляд, в Алтайском крае существуют все предпосылки и соответствующая база для возрождения легкой промышленности. Прежде всего, есть квалифицированные кадры, которые сохранились с прежних времен, и сегодня специалистов для отрасли готовит Алтайский технический университет. К тому же в регион зашла компания "БТК-Групп" из Санкт-Петербурга, которая приобрела Барнаульский меланжевый комбинат. Это крупный игрок на текстильном рынке с достаточно большими административными и финансовыми ресурсами, позволяющими привлекать оборонные заказы и серьезные инвестиции в отрасль.
Но и государство не должно оставаться в стороне. В стране действует стратегия развития легкой промышленности до 2020 года. Хотя в ней определено всего пять пилотных регионов, другие субъекты федерации тоже могут участвовать в реализации. Сегодня из федерального бюджета выделяют финансовые ресурсы на возрождение легкой промышленности. Если бы региональные власти взяли на себя роль интегратора и координатора, то этот процесс в Алтайском крае пошел бы быстрее. Поддержку отрасли можно оказать в том числе через краевые государственные закупки, сделав упор на продукцию местных производителей.
Целесообразно было бы объединить текстильные и швейные предприятия в региональный промышленный кластер. Это стало бы хорошим плацдармом для развития отрасли. Ведь руководители многих фабрик, особенно небольших, не знают о мерах государственной поддержки, которыми можно воспользоваться. Кластер позволил бы обеспечить доступ к таким видам поддержки большинству участников рынка.
В кластере современные технологии стали бы доступнее малым предприятиям. Сегодня небольшие компании не могут себе позволить приобрести, например, автоматизированную линию раскроя, которая дает возможность существенно экономить на материале. При поддержке государства можно создать центр коллективного доступа к такому оборудованию и технологиям или для предоставления услуг по раскрою на аутсорсинге.
Кроме того, региональные власти, заключая соглашения с крупными корпорациями, могли бы прописывать в них в том числе сотрудничество в сфере легкой промышленности. Например, в соглашении с РЖД можно было бы предусмотреть заказы для алтайских предприятий по пошиву постельного белья. Сегодня мы видим стремление краевых властей поддержать региональных производителей школьной формы, детских товаров. Однако важно не только призывать покупать алтайское, нужна и определенная гарантия качества. Возможно, стоит создать совет, который оценивал бы качество предлагаемой формы и рекомендовал соответствующих производителей.