02.03.2018 09:15
    Поделиться

    В АО "Транснефть-Урал" прошли очередные учения по ликвидации аварии

    На многие тысячи километров перекачивает нефть и нефтепродукты по трубопроводам АО "Транснефть - Урал". Магистрали предприятия проходят не только под землей, но и пересекают десятки рек и речушек. К примеру, магистральный нефтепровод "Калтасы - Уфа-2", по которому нефть башкирских месторождений круглый год доставляется на переработку в Уфу, пересекает реку Белую.Если на подводном переходе случится утечка нефти в реку, последствия будут плачевными. Но именно для того, чтобы исключить такие риски, на предприятии постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия. Недавно в АО "Транснефть - Урал" отрабатывали действия именно по ликвидации условной аварии на подводном переходе.

    Снизить риск до нуля

    По нефтепроводу "Калтасы - Уфа-2" перекачивает нефть Арланское нефтепроводное управление (НУ), в зоне ответственности которого находится и подводный переход нефтепровода через реку Белую. И если что-то произойдет, первыми на место прибудут именно арланцы. Конечно, ключевое слово здесь "если". Чтобы снизить вероятность такого события практически до нуля, сделано все необходимое и даже многое сверх того. Трубопровод ремонтируют, его состояние регулярно контролируют с помощью инспекционных приборов, которые, двигаясь по трубе вместе с потоком нефти, обнаруживают любые отклонения от нормы. Если находят, уязвимый участок оперативно заменяют. Наконец, в километре с небольшим от этого подводного перехода находится пост наблюдения, откуда за состоянием реки следят постоянно и внимательно.

    Может ли что-то случиться при таком многоуровневом контроле? Не должно. Но, тем не менее, нефтепроводчики всегда готовы к любому развитию событий. Поэтому никаких скидок на условности во время учений не было и быть не могло: такие тренировки всегда проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным.

    Секунды на принятие решения

    Согласно сценарию, в 9 часов утра в Арланское НУ поступает сообщение о резком снижении давления в нефтепроводе ниже допустимого. Перекачка нефти тут же останавливается, участок нефтепровода отсекается задвижками - все они управляются дистанционно, и перекрытие потока занимает секунды.

    Прошло всего несколько минут, а к месту происшествия на вездеходах уже направлены патрульные группы с ближайших станций, чтобы обследовать участок нефтепровода, уточнить характер и место повреждения.
    Тем временем к выезду готовятся аварийные бригады, оснащенные всем необходимым для локализации аварии и устранения ее последствий. Им предстоит развернуть два рубежа заграждений, которые остановят нефть. Планы действий продуманы до мелочей и рассчитаны поминутно: хотя время в такой ситуации на вес золота, нарушение требований промышленной безопасности и охраны труда недопустимо. Поэтому работники непременно проходят инструктаж и обеспечиваются всеми средствами индивидуальной защиты.

    Самая важная задача - создать на пути нефти преграду, не дать ей уйти ниже по течению. Летом это сделать сравнительно просто: реку перекрывают надувными бонами, которые задерживают нефть (она легче воды, поэтому остается на поверхности), и направляют ее к одному из берегов, где нефть соберут специальными механизмами. Но на дворе зима, поэтому нужно сначала вскрыть лед от берега до берега. Да и надувными бонами тут не обойтись, помогут только зимние заграждения, которые собираются из стальных листов и стеклопластика. Условия, кстати, весьма непростые: ширина реки больше четырехсот метров, глубина - восемь, да и скорость течения приличная - три четверти метра в секунду.

    Четко и быстро

    Визжат пилы, полоса чистой воды шириной сантиметров в тридцать становится все длиннее, и скоро она соединит оба берега. Около одного из них уже сделана квадратная полынья-майна - именно здесь будет работать нефтесборщик. Рядом появляются временные емкости для хранения собранной нефти, похожие на небольшие бассейны: в них нефтесборщик будет сливать загрязненную нефтью воду, которую потом отправят на безопасную утилизацию.

    - Сейчас мы прорезали во льду майну, начали установку боновых заграждений, - комментирует линейный трубопроводчик Ильдар Загиров. - Они позволят нам локализовать разлив нефти. Этот разлив, конечно, условный, но в реальной обстановке мы действовали бы точно так же. Поэтому мы и отрабатываем все наши действия, чтобы четко знать все свои шаги в каждый момент времени. Подобные учебно-тренировочные занятия мы проводим ежемесячно, и это, конечно, помогает всегда быть в полной готовности.

    Все, действительно, делается быстро и четко: казалось бы, прошло совсем немного времени с того момента, как на лед вышли люди в зимней спецодежде и оранжевых спасжилетах, а все подготовительные работы уже завершены. Большинство операций механизировано, но главная - сборка защитного барьера - выполняется вручную. Короткие команды, отработанные движения: каждый из аварийщиков, как суворовский солдат, "знает свой маневр" и знает его на "отлично".

    Один, два, десять, пятьдесят - стальные листы один за другим наполовину опускаются в воду, образовывая непроницаемую для нефти преграду. А совсем рядом уже работают специалисты-экологи: бурят лед, берут пробы воды. Такой контроль ведется на протяжении всего времени аварийных работ.

    Фиксируют каждый шаг

    На берегу замерла тяжелая техника: грузовики, автокран, автобусы на базе не знающих преград "Уралов" - в них прибывают к месту работ аварийщики, в них же люди могут отдохнуть и погреться. На льду ждет катер на воздушной подушке: такая техника позволяет патрульной группе очень быстро оказаться на месте предполагаемого происшествия. Издалека бросается в глаза и ярко-красный пожарный автомобиль.

    Это учебно-тренировочное занятие стало частью работы по обеспечению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, предупреждения чрезвычайных ситуаций в АО "Транснефть - Урал" и проводилось в рамках Года культуры безопасности в системе МЧС России. На протяжении всего времени учений за их ходом внимательно следят специалисты  АО "Транснефть - Урал". Все действия фиксируются, каждый шаг в дальнейшем будет тщательно разобран и проанализирован, но уже сейчас ясно - все участники отработали хорошо, а главная задача учений успешно решена. Значит, если подобное происшествие произойдет на этом или любом другом подводном переходе трубопровода (а их в зоне ответственности АО "Транснефть - Урал" многие десятки), оно будет оперативно ликвидировано благодаря тщательной организации, продуманному подходу и навыкам работников. Но все участники учений желают одного: пусть эти навыки никогда не придется применять на практике.

    Цифра

    58 человек приняли участие в комплексном учебно-тренировочном занятии на подводном переходе магистрального нефтепровода "Калтасы - Уфа-2" через реку Белую

    На правах рекламы

     

    Поделиться