В Казани прошел мастер-класс по составлению родословной

Государственный архив РТ совместно с Центром семейных отношений провел для казанцев мастер-класс по составлению родословной.

Корреспондент "РГ" побывал там и выяснил, как правильно искать информацию о незнакомых вам прадедах и что нужно сделать, чтобы вас самих лет через пятьдесят не забыли потомки.

Завещала бабушка альбом

Автору этих строк повезло. Моя бабушка Ольга Васильевна вскоре после моего рождения завела альбом. Специально для внука. Туда она вложила фотографии моих предков, начиная с прапрадеда и прапрабабки. Подписала - кто есть кто. Были там сведения даже о каком-то очень далеком и безымянном, увы, пращуре, который отлил колокол в 16 пудов. Разумеется, без снимка.

Сотни раз я перелистывал этот альбом под ее рассказы, уже знакомые наизусть. Заканчивался он моими фотографиями и карточками сестренки, а потом шли пустые страницы. И всякий раз бабушка наказывала мне продолжать эту семейную летопись.

Несколько лет назад она умерла, и альбом окончательно перешел мне по наследству. Но ее завещание я до сих пор не выполнил, страницы, к сожалению, пустуют. Все никак не могу собраться и распечатать снимки. Давно ведь перешли на цифровое фото...

Оказавшись на мастер-классе, я узнал, что мой альбом с точки зрения генеалогии весьма ценный семейный документ. Информацию, которую он хранит, многим приходится добывать уже в архивах и за немалые деньги. А людей, желающих составить свою родословную, становится все больше. К примеру, в этом году в Госархив РТ было сделано более тысячи запросов.

- Генеалогия штука хитрая, - говорит заместитель директора по научным исследованиям и публикациям Госархива РТ Ильдар Шафиков. - Говоря об истории семьи, мы часто скатываемся к тому, что начинаем меряться поколениями. А если я детдомовский? А если мои предки уехали от репрессий и выдумали себе новую историю? Так что все не сводится только к этому. Генеалогия помогает понять, как мы стали теми, кто мы есть. И строится она всегда на мифе.

Перстень с родовой тамгой

Так с чего же следует начать генеалогическое исследование? Да собственно, с задушевных бесед на кухне. Только в нашем случае это называется солидно - "опрос родственников". И вот то, как наши дедушки-бабушки, папы-мамы вспоминают и представляют себе историю семьи, с точки зрения науки - миф.

- Опрос дает привязку к топографии и времени рождения предков, - поясняет Ильдар Шафиков. - Девичьи фамилии матерей, наши отчества превращаются в такую оживающую схему. Еще опрос позволяет понять степень эмоциональной погруженности человека в историю семьи и готовности ее принять. Чаще всего наши родители к этому совершенно не готовы. Им это не нужно. У меня папа долго относился к этому делу скептически, но потом, когда стали всплывать всякие любопытные подробности, он заинтересовался. И сейчас на среднем пальце правой руки он носит перстень с родовой тамгой (фамильный знак у тюркских народов). И всем хвастается.

Второй этап - систематизация домашнего архива. Увы, сетует Ильдар Шафиков, культуру использования документов родители нам не привили. И вообще у старшего поколения с этим были большие проблемы. Не берегли они бумаги. В результате люди, выходя на пенсию, не могут доказать, что работали в той или иной организации. А бывают случаи, когда и вовсе не знают места рождения собственных родителей.

- Документы семейного архива бывают как минимум трех видов. Первый - фотографии, которые желательно подписать: кто, где, когда? То, что у нас хранятся фото на жестких дисках и электронных носителях, конечно, здорово. Но однажды это все может накрыться. Поэтому лучше продублировать и аннотировать. Просто потому, что после вас придут люди, которые вообще не будут знать ваших родственников. И им будет интересно, а кто это?

Документы второго вида - те, что несут эмоции. Они ценны тем, что мы к ним приложили руку. Например школьные тетрадки, рисунки, стихи, записки, дневники.

Ну и третий вид - это, собственно, документы в привычном их понимании. Паспорта, свидетельства о рождении, договоры.

Заключительный этап домашнего исследования - визуализация собранной информации.

- Не надо задвигать материал в стол. Лучше сразу нарисовать схему: это я, это мама, это папа, - советует замдиректора Госархива РТ. - И вот только после этого следует приходить к нам.

Разгадать фамилию

Прежде чем взяться за создание генеалогического древа, нужно знать, что оно бывает нисходящее и восходящее. Второй вариант самый простой: я - папа - дед.

- Он особенно удобен, если дальше деда никого не знают. А, как правило, так и бывает, - говорит Ильдар Шафиков. - Эмоциональной связи у наших родителей с этим поколением не было. Зато дома иногда попадаются старые книжки. У них есть замечательные форзацы, на которых родители наших бабушек и дедушек писали перечни предков. Что это за люди и когда родились. Чаще всего они написаны арабской графикой. Такая была у татар традиция. А русские как метрические книги использовали Евангелие.

Составлять нисходящее генеалогическое древо уместнее в том случае, если у вас говорящая фамилия. Например Вязельщиков.

- Я выясняю, что вязельщик - это человек, который занимался скотом. И вся деревня, где он жил, специализировалась на гуртовом скотоводстве. И оказывается, что Вязельщиковы, скорее всего, произошли от одного дядьки. Теперь осталось только понять, в каком месте мы "стыкуемся" с ним, а еще с соседом.

Искать предков в Государственном архиве РТ можно по двум основным источникам - метрическим книгам и ревизским сказкам. Да, тем самым, которые так часто упоминал Чичиков в "Мертвых душах". Эти документы отражают результаты ревизии податного населения. Переписывали людей для обложения налогом.

Сказки составлялись с 1720 по 1858 год. Всего их было десять. А в Госархиве республики пока доступно три. Вскоре будет закуплена четвертая, чтобы была максимальная информация о жителях Казанской губернии.

В православных метрических книгах содержатся сведения о крещении, браке и смерти. В том числе указывается и причина кончины. В мусульманских метриках есть еще один раздел - бракоразводный. По канонам ислама развод допускался.

Если у вас есть деньги и при этом нет желания самому докапываться до корней, можно заказать составление родословной специалистам. Правда, услуга это достаточно дорогая. Максимум, насколько глубоко удавалось восстановить родословную, - до седьмого колена.

История одного города

Можно погрузиться в семейную историю совершенно бесплатно. Для этого надо прийти с паспортом в Госархив и записаться в читальный зал. Метрики в большинстве своем оцифрованы, так что изучать их вы будете за компьютером. А в скором будущем и приходить в читальный зал станет не обязательно. Доступ к этим документам будет дистанционным через портал Госуслуг РТ.

Только готовьтесь к тому, что на составление генеалогического дерева у вас уйдет уйма времени. Минимум - три месяца. А если ваши предки татары, то без платной помощи экспертов вам, скорее всего, не обойтись. Все записи сделаны на старо-татарском языке арабским шрифтом. Зато именно здесь по автографам прадедов вы сможете узнать свою родовую тамгу.

Заместитель главного редактора журнала "Эхо веков" (издание Госархива РТ) Гульназ Латыпова посвятила много лет изучению не только собственной родословной, но и истории татарстанского городка Буинска. Особенно ее увлекла судьба местного ремесленного училища, которое действовало с 1908 по 1930 год.

В начале 2000-х годов по архивам она даже нашла его бывшего ученика. Ему на тот момент был 91 год. Дедушка очень удивился, когда краевед пришла к нему в гости. Оказалось, что дома у буинского старожила даже сохранились изделия, которые училище выпускало век назад.

- Этот процесс исследования настолько затягивает! Если, например, вы узнаете, чем занимался ваш предок в XIX веке, вам уже захочется заглянуть в фонды организации, где он работал. И это тоже возможно. А кем был мой дед в этой огромной мастерской? Предположим, плотником. А что они выпускали, в каких выставках участвовали, какие места занимали? В итоге человек, изучая родословную, открывает для себя историю города, уезда, а потом и страны.