На улице Руднева проводился ямочный ремонт, единственную полосу для движения занимал автомобиль дорожной службы, оборудованный знаками "дорожные работы" и "объезд препятствия". Водители объезжали его согласно знакам, но все равно получили штрафы за пересечение двойной сплошной на сумму 5000 рублей. Событие было зафиксировано камерой, которая видела нарушение, а не его причину. В эту ловушку попали сотни автовладельцев, так как работы велись в утренний час пик.
По логике, наказание следовало отменить еще при рассмотрении дела сотрудником Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП ГИБДД), но этого не произошло. Даже когда автовладельцы попросили ГИБДД отменить штрафы, они получили отказы.
- Написали жалобу в ЦАФАП, но на тот момент у нас не было доказательств - видеозаписи и письма от Севавтодора о проведении работ, - рассказала "РГ" житель Севастополя Марина Белоусова. - В ЦАФАП нам сказали, что их поступило много, поэтому они направят запрос в Севавтодор, чтобы там пояснили ситуацию. Но никакого запроса не было, вместо этого нам пришел отказ в удовлетворении жалобы в связи с отсутствием доказательств.
Дело в том, что при обжаловании постановления ГИБДД автовладелец должен сам предоставить доказательства отсутствия своей вины. В то же время законодательством ему дается право оплатить половину штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления, а спустя 60 дней сумма удваивается. Но на практике поиск даже самых простых доказательств оборачивается бумажной волокитой.
Так, Марине Белоусовой в Севавтодоре подтвердили, что ремонтные работы действительно велись в то время, когда камера зафиксировала нарушение ПДД. Но в ответе упустили важную деталь, что автомобиль дорожной службы был оборудован знаками "дорожные работы" и "объезд препятствия". В таком случае тоже предусмотрен штраф, но на меньшую сумму - 1000 рублей. Значит, надо было писать еще один запрос и снова ждать. Удалось достать видео, но за другое число - ремонт на этом участке дороги проводился несколько дней.
- На вторую жалобу в ЦАФАП не оставалось времени, поэтому мы обратились в суд, - говорит Белоусова. - Знаю, что и другим людям в итоге пришлось обжаловать постановления в суде.
"РГ" попросила ГИБДД пояснить, почему эта ситуация не была разрешена в досудебном порядке. В ответе сказано, что в "ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Севастополю никаких обращений от физлиц или организаций, производящих ремонтные работы в районе дома 26/1 по улице Руднева, не поступало. В связи с этим Центр фотовидеофиксации не владел необходимой информацией для внесения изменений в режим работы камер на данном участке".
То есть если бы Севавтодор заранее уведомил ГИБДД о проведении работ, штраф могли отменить. А сбор доказательства постфактум - дело тех, кто попался на камеру. Фотовидеофиксацию ввели, чтобы в том числе исключить человеческий фактор и упростить жизнь автомобилистам, но в спорных ситуациях только усложнили ее.
Этот пример в городе не единственный. Председатель общественной организации "Дорожный контроль - Севастополь" Максим Мишин рассказывает: у села Поворотное камера ловила автомобилистов за превышение скорости, хотя знак был установлен с нарушением.
- После перекрестка, в зоне со скоростным режимом 90 километров в час, стоял временный знак 50, - говорит Мишин. - Он был установлен незаконно, так как скорость должна ограничиваться знаками постепенно максимум на 20 километров в час, а здесь сразу на 40. Но камера все равно фиксировала нарушения, а отменить штрафы в ГИБДД отказывались. При этом, как только мы обратили внимание на проблему и разместили в сети образец жалобы, дорожные знаки были демонтированы. Это лишний раз подтверждает, что они стояли с нарушением правил. Но штрафы-то остались, их остается обжаловать только в суде.
- Похожая ситуация была на улице Гоголя, где камера фиксировала движение по полосе для общественного транспорта, - продолжает общественник. - Чтобы попасть во двор, водители пересекали сплошную, иначе проехать было невозможно. Штрафы отменили в суде.
В ГИБДД Севастополя не ответили на вопрос, есть ли примеры досудебной отмены штрафов по камерам. Однако цифры показывают - такой практики в городе нет. По данным ведомства, за прошлый год дорожные камеры Севастополя зафиксировали 153 тысячи нарушений ПДД. И столько же вынесено постановлений по делам об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила 97,4 миллиона рублей.
Перед запуском системы фотовидеофиксации в Севастополе чиновники объясняли: решение о назначении штрафа будет принимать инспектор ГИБДД, что позволит исключить разные нестыковки. Для этого и создан специальный центр ЦАФАП, где совместно работают специалисты компании, установившей камеры, и сотрудники ГИБДД. На деле оказалось, что протоколы выписываются по каждому правонарушению, зафиксированному камерами, никакого "фильтра" нет. Эта работа перекладывается на суды, которые в результате будут завалены однотипными исками.
- Нет согласованности действий между ЦАФАП, автодором, ГИБДД и другими структурами, - рассуждает Мишин. - К примеру, на маршруте патрулирования сотрудники ГИБДД должны выявлять недочеты в знаках и разметке, но они не обращают на это внимания. Когда сотрудники ЦАФАП видят, что одна из камер начала фиксировать правонарушения в большом количестве, они могут просмотреть материалы, дать сигнал в ГИБДД - возможно, произошло ДТП. Вместо этого, не разбираясь, автовладельцам направляют постановления о штрафах.
Обсуждая такие примеры в соцсетях, горожане сетуют, что камеры скорее призваны пополнить бюджет, а не навести порядок на дорогах. Общественники настаивают - решить проблему можно только оспаривая несправедливые штрафы.
- Многие полагают, что легче заплатить 250-500 рублей, чем тратить время, доказывая свою правоту, - добавляет Максим Мишин. - Я считаю, такие ситуации надо обязательно обжаловать. У нас камеры только начинают работать, и при этом допускаются такие грубые ошибки.
В УФССП Севастополя за январь поступило 5000 постановлений ЦАФАП на сумму три миллиона рублей, не оплаченных в 60-дневный срок. Многие должники отказываются подписывать исполнительный лист, полагая, что это позволит избежать ответственности. Но приставы вправе действовать и без этого. Если штраф не оплачен в отведенный срок, ГИБДД отправляет постановление приставам в электронном виде. После возбуждения исполнительного производства должнику дается пять дней на добровольное исполнение, после чего применяется первая мера воздействия - исполнительный сбор. Для физлиц он составляет семь процентов от размера долга, но не менее 1000 рублей. То есть, не оплатив 500-рублевый штраф за превышение скорости, должник заплатит в три раза больше. Сумма обычно списывается со счета, вычитается из размера заработка или пенсии. Пристав также может наложить запрет на регистрационные действия с недвижимостью либо транспортным средством, а если долг превышает 3000 рублей - арестовать и изъять имущество.
Справка "РГ"
Обжаловать постановление об административном правонарушении можно у вышестоящего должностного лица или в суде в 10-дневный срок с момента получения. При этом на случаи, когда нарушение было зафиксировано спецтехникой в автоматическом режиме, не распространяется презумпция невиновности (примечание к статье 1.5 КоАП РФ) - необходимо самостоятельно доказать отсутствие вины. Обжалование штрафов за нарушение ПДД в суде не облагается пошлиной.
ГИБДД УМВД России по Севастополю: г. Севастополь, ул. Промышленная, 1. Тел.: 8 (8692) 73-84-01 , 73-84-88.
ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Севастополю: г. Севастополь, Симферопольское шоссе, 10.
Узнать о наличии штрафов можно на портале Госуслуг или сайте ГИБДД