Эксперты обсудили вопрос сохранения христианства на Ближнем Востоке

Свыше 250 тысяч христиан бежали с Ближнего Востока с начала "арабской весны".

- Дело не только в том, что христиан убивают, изгоняют из домов, крадут ради выкупа, - считает вице-президент Российского совета по международным делам Михаил Маргелов. - Дело даже не только в том, что снижение числа христиан меняет структуру арабского общества. Дело в том, что изгнание христиан раскалывает и дестабилизирует Ближний Восток, меняет его ментальность: традиционно там мир держался на согласии трех монотеистических религий, которые сегодня разные силы стравливают, чтобы разделив, властвовать.

Шагом "к восстановлению баланса" Маргелов назвал возможность составления "дорожной карты" сохранения на Ближнем Востоке христиан и христианства. Важным этапом на этом пути стала российская гуманитарная миссия в Сирию и Ливан в феврале 2018 года. Ее организаторы - Русская православная церковь, российские мусульманские организации, армянская и грузинская церкви - привезли вместе с 77 тоннами гуманитарной помощи нечто большее.

- После наших обращений в ОБСЕ, Совет Европы и ООН, после публикации каталога разрушенных храмов Сирии и Египта, после обстрела нашей миссии в Сирии, мир, наконец, начинает нас слышать, - говорит председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. - И хотя в высоких международных инстанциях делают вид, что проблемы нет, мы не сдадимся.

Сенатор и телеведущий Алексей Пушков тем не менее предупредил, что "союзников в международных структурах искать - дело почти безнадежное".

- Борьба с террором - инструмент, но не цель США и НАТО, - убежден Пушков, - цель в создании управляемого хаоса, в том числе на Ближнем Востоке, что дает его окончательный раскол и управляемость. Поэтому защита христиан никак не цель Западного альянса и его элиты - политического класса. В чем я не раз убеждался, работая в ОБСЕ или СЕ. Там даже поднимать вопрос защиты христиан считается "не толерантным".

Пушкова, уверенного в том, что "дорожная карта" - долгий процесс, поддержал заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов. Он обратил внимание на парадокс: политические классы мусульманских стран - Египта, Сирии, Ливана, Ирана, Ирака, Ливии и Туниса - заинтересованы в выработке "дорожной карты" сохранения христиан на Ближнем Востоке, политические классы США и ЕС - отказываются пока даже обсуждать проблему.

Культуру, а христианство и культурный феномен, надо сохранять силой, убежден Михаил Пиотровский

Неожиданный подход к проблеме предложил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

- Силовая защита прав культур - новое явление, требующее неустанного повторения, чтобы пришло понимание: культуру, а христианство и культурный феномен, надо сохранять силой, - убежден Пиотровский. - Когда мы говорим, что после войны надо восстанавливать храмы - это одно, а когда - музеи и библиотеки, дающие рабочие места, это другое. И тут Россия - носитель традиции защиты культуры силой.

В итоге российские эксперты обратились к ООН и Совету Европы с призовом составления "дорожной карты" возвращения христиан на Ближний Восток.