Накануне выступления президента с Посланием к Федеральному Собранию аналитики гадали, будет ли в нем сформулирована новая экономическая политика. Можно утверждать, что это произошло, причем не на уровне общих слов и благих пожеланий, а в форме числовой модели.
Экономисты понимают, что ее реализация потребует колоссальных усилий, но, как показывают наши расчеты, названные президентом цифры абсолютно реалистичны. Единственная опасность - все это легко заболтать, прецеденты такие были.
Ключевая позиция - рост доходов, а именно, увеличение к 2025 году ВВП на душу населения в полтора раза. По паритету покупательной способности это означает выход на уровень, близкий к среднеевропейскому.
Кто-то шутит, что такая цель может быть достигнута сокращением населения в полтора раза, но если серьезно, то она означает выход на темпы роста экономики в пределах 5-6 процентов (с текущих 1,5-1,8. - Прим. ред.) при условии сохранения на нынешнем уровне или скромного роста численности населения.
Как можно вернуться к быстрым темпам роста? Точно не за счет дорогой нефти и газа, как было в 2000-х годах, хотя значение нефтегазового экспорта как ресурса для рывка не стоит недооценивать. Первый основной фактор - повышение нормы накопления (инвестиций) с текущих 20 до 25-27 процентов. Второй - рост производительности труда на 5-6 процентов в год вместо нынешней стагнации. К этому надо подходить с нескольких сторон - модернизация производства, улучшение организации труда, развитие образования и профориентации, увеличение продолжительности трудовой жизни.
Откуда взять деньги на все это? Из Послания следует, что повышение налоговой нагрузки ни на бизнес, ни на население не будет, более того, рассматриваются варианты снижения налога на имущество. Разумеется, не предполагаются и масштабные заимствования за рубежом.
Необходимые средства порождает сам экономический рост, который определяет и рост внутреннего спроса со стороны населения и бизнеса за счет оживления хозяйственной активности.
В Послании указаны целевые показатели на этот счет, прежде всего это увеличение объемов жилищного строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год - спрос на жилье будет поддержан и ростом доходов, и более доступными условиями кредита. Также это обустройство городского пространства, масштабное строительство инфраструктуры с особым акцентом на обустройство автодорог, на что предполагается выделить 11 триллионов рублей за 6-летие, то есть в два раза больше средств, чем выделялось в последнее время. Важно, чтобы дополнительный спрос удовлетворялся преимущественно не за счет импорта (хотя без него тоже нельзя обойтись, он так или иначе присутствует во всех цепочках добавленной стоимости), а за счет расширения внутреннего производства. Для этого нужно создать условия, чтобы российские покупатели делали выбор в пользу отечественной продукции, чтобы рос экспорт - до 50 миллиардов долларов в год по сельскому хозяйству и продовольствию, до такой же величины по машиностроению и еще столько же по прочей продукции обрабатывающей промышленности. Это более чем вдвое выше текущих показателей.
Многие думают, что этого можно добиться только за счет производства высококачественных и в то же время недорогих товаров. Увы, это не совсем так. Мы уже сегодня можем производить высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию, но этого недостаточно для того, чтобы она была куплена в России и особенно за рубежом. Потому что ни одна страна никогда просто так свои рынки не отдает, какой бы прекрасной и дешевой ни была продукция конкурентов. Более того, начинает защищать их не всегда корректными способами, например, через дополнительные требования в области технического регулирования. Конечно, есть юридические способы защиты от нетарифных мер, однако не стоит обольщаться, серьезных успехов этим путем достичь невозможно.
Необходимо чисто экономическими мерами "создавать" себе покупателя. Для этого во всем мире используется продажа в кредит. На внутреннем рынке с этим при грамотной денежно-кредитной политике нормально справятся обычные банки, но когда речь идет о внешних рынках и валютных кредитах, без помощи государства не обойтись. Наши доходы от нефтегазового экспорта сформировали значительные (450 миллиардов долларов) золотовалютные резервы. По всем международным меркам, например, по соотношению с объемом трехмесячного импорта, они явно избыточны. Но если мы эти средства запустим в прямом виде в экономику, то подсадим ее на импортную иглу. С другой стороны, если направим их на валютные кредиты покупателям нашей высокотехнологичной продукции, то "сырьевое проклятие" может превратиться в сырьевое преимущество. В таком случае цели по экспорту станут выполнимыми.
Экономическая активность в январе 2018 года возобновила свой рост после снижения в предыдущие месяцы под влиянием временных факторов. Потребительский спрос продолжил расширяться на фоне роста зарплаты и увеличения кредитования. В этих условиях значимо вырос выпуск продукции по основным товарным группам, прирост промпроизводства в годовом сопоставлении составил 2,9 процента, говорится в бюллетене Банка России.