В Воронеже станцевали "Антоновские яблоки"

Пластический спектакль "Apples&Pies. Ностальгия" по известному рассказу Бунина и пародии на него поставили на родине писателя в Воронеже. В ролях - непрофессиональные артисты, участники танцевальной труппы Камерного театра.

Ее набрали в прошлом году в порядке эксперимента: при драматических коллективах в России никаким балетом обычно не занимаются. Ни академическим, ни модерновым. В Воронеже представлен классический балет, а контемпорари танцуют в основном на фестивалях или "для себя". Камерный театр решил занять пустующую нишу. На открытом кастинге отобрали десяток воронежцев, которые ранее танцевали в коммерческих шоу либо тренировались ради удовольствия. Несколько месяцев они подтягивали технику на мастер-классах, учились понимать и решать актерские задачи.

- Современный танец - это не просто прыжки и валяние по полу. Если душа не наполнена - неважно, как высоко вы подняли ногу. Приходилось не только разбирать незнакомый ребятам хореографический язык, но и объяснять, что на сцену не выходят в бриллиантах, - пошутили авторы дебютного спектакля Софья Гайдукова и Константин Матулевский.

Оба начинали как танцоры-"классики": она работала в "Балете Москва", он - в Театре танца Бориса Эйфмана. Потом заинтересовались современной хореографией. На их счету несколько успешных совместных постановок.

Для Воронежа Гайдукова и Матулевский придумали своего рода перевертыш: лиричный первый акт по мотивам "Антоновских яблок" отражен в ироничном втором - по фельетону Куприна "Пироги с груздями", в котором он высмеивает слабые места бунинской прозы. Прямых иллюстраций к текстам здесь не слишком много. Но памятливый зритель увидит и бойкий торг в саду, и охоту, и сладкое безделье того, кому случилось ее проспать, и купринское "Я гляжу на свой палец, и мистический ужас овладевает мной!" Герой литературной пародии задумчиво жует мочалку у окна - в спектакле Камерного о ней напоминает нарисованный душ. Он жаждет быть натертым бобковой мазью (от ревматизма) - одну из актрис массируют до полусмерти…

"Антоновские яблоки" идут под мелодичную музыку Алексея Айги - с отголосками плясовой, с мурлыканьем под нос и чуть насмешливым, но нежным вниманием к уходящей натуре. В световой партитуре Ивана Виноградова нашлось место и туманной заре, и бликам на восковых яблочных боках, и переполненному созвездиями небу. Софья Гайдукова призналась, что хотела ввести в спектакль и запахи, но техническое решение для этого найти не удалось. Картонная антоновка пахнет рыбой - для реквизита использовали магазинную тару.

"Пироги с груздями" воронежцы танцуют под электронные треки Дмитрия Курляндского, где беспорядочные шумы, треск и писк сопровождают окончательный крах уютного бунинского мира. Движения становятся более резкими и агрессивными, ансамбли рассыпаются.

- Мы хотим, чтобы зритель стал соавтором спектакля - посочинял, что значит то или иное движение, - отметил Константин Матулевский.

Что зритель "вчитает" в увиденное, то и станет для него смыслом спектакля, такова специфика современной хореографии, подчеркнула ее исследователь Вита Хлопова:

- Здесь нет канона танца, нет четких критериев качества, по которым обычный зритель мог бы оценить, самодеятельность перед ним или высокое искусство. Если артист не умеет танцевать, это, конечно, поймет любой. Но на сцене могут быть люди разной комплекции, с разной пластикой. Сюжета нет, опять же… Без драматургии не обойтись, но вы можете увидеть структурированный хаос. И то, что происходит в центре сцены, необязательно будет в нем главным событием.

До конца сезона труппа Камерного обещает сдать еще один пластический спектакль - по роману "Мы" Евгения Замятина (родившегося, к слову, недалеко от Воронежа - в городке Лебедянь). Постановкой займется хореограф из Санкт-Петербурга Ольга Васильева.

Прямая речь

Вита Хлопова, исследователь хореографии:

- Современный танец в России не очень сильно развит. Заметными достижениями, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, может похвастать разве что Екатеринбург. Ну, Кострома еще выделяется, да… В Воронеже пока нет ни традиции современной хореографии, ни своих постановщиков, ни возможностей для образования по этому профилю. Создание труппы при Камерном театре - только первый шаг. Дело в том, что для работы в современном танце нужно знать разные техники, жанры - от классического балета до брейка и буто. Но в России этому никто комплексно не учит. И нужен очень мощный внутренний стержень и мотивация, чтобы самому ездить за рубеж на курсы и мастер-классы, а потом находить своим навыкам применение на родине.