05.03.2018 18:15
    Поделиться

    Зельфира Трегулова: Как изменить мир в одном отдельно взятом музее

    7 марта Третьяковская галерея открывает персональную выставку Василия Верещагина. Директор Зельфира Трегулова на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказывает о новом блокбастере Третьяковской галереи, популярности передвижников в Шанхае и Париже и о том, как изменить мир в одном отдельно взятом музее.

    После очередей на выставку Серова выставочные блокбастеры Третьяковской галереи стали притчей во языцех. Но Верещагина, в отличие, скажем, от Айвазовского или Серова, не назовешь любимцем публики. Почему вы решили сделать его выставку именно сегодня? Вряд ли дело только в юбилее

    Зельфира Трегулова: Вы правы, мы не делаем "датские" выставки. И замысел персональной выставки Василия Васильевича Верещагина не вчера возник, а много раньше - еще до моего прихода в Третьяковскую галерею. На самом деле выставки последних нескольких лет предлагают совершенно новый взгляд на художника, вроде бы хорошо известного. Ретроспективы и Ге, и Серова, и Айвазовского, и Верещагина проходили, но больше четверти века назад. За это время изменился не художник - изменилась наша позиция.

    Дело даже не только в том, что искусствоведы советских времен, говоря о художниках XIX века, вынуждены были расставлять идеологические акценты, подчеркивая критический пафос произведений. Соответственно уходили в тень мотивы произведений, очевидные для современников автора, мотивы, связанные с состраданием человеку. Очевидно, что без знания Евангелия невозможно понять картины Николая Ге. Но менее очевидно, что, скажем, сюжет картины "Не ждали" Ильи Репина современники прочитывали в контексте "Явления Христа народу". Речь, в принципе, об обновлении оптики взгляда. Скажем, по-новому увидеть Айвазовского мне помог Аниш Капур (британский скульптор, лауреат премии Тёрнера. - Прим. ред.), чью выставку делал Еврейский музей. Он пришел в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть залы древнерусского искусства, и мы шли мимо картин Айвазовского, где он остановился как вкопанный. Аниш Капур увидел в Айвазовском близкого себе художника, которого волновали те же темы стихии и человека, противостоящего ей - на грани смерти, тема бесконечного.

    Собственно, эта же задача - открыть художника заново - стояла и перед кураторами, готовившими выставку Верещагина. Он был крайне успешным художником в свое время, в том числе в Европе. Шутка ли - 60 персональных выставок при жизни! Его первая персональная выставка была в Лондоне. В Париже он учился, у него там была прекрасная мастерская, которую он оставляет, отправившись на Балканскую войну. Верещагин настаивал на том, что его работы нельзя продавать по одной картине - только сериями. Обратите внимание, насколько современна, и с нынешней точки зрения, работа сериями.

    Верещагина, много работавшего в батальном жанре, легко представить себе как этакого русского Киплинга или Захара Прилепина эпохи колониальных войн и "Большой Игры" России и Британии за сферы влияния в Азии.

    Зельфира Трегулова: Представить можно все что угодно. Но если посмотреть на его картины, то вы увидите, что Верещагин, который участвовал в трех войнах и погиб на русско-японской войне в Порт-Артуре в 1904 году рядом с адмиралом Макаровым, свою главную войну вел как раз против войны. В Туркестанской серии есть диптих "После неудачи", где на одном полотне мы видим - отрубленную голову русского солдата, которая демонстрируется как трофей, а на другой - русский солдат раскуривает трубку рядом с трупами убитых защитников взятой крепости.

    К слову сказать, первая выставка Туркестанской серии в Петербурге в 1874 году заканчивается грандиозным скандалом. Ей недоволен император. Генерал Кауфман, при котором Верещагин состоял в Туркестане, начал обвинять художника во лжи. Консервативные критики намекают, что Верещагин изобразил войну глазами "туземцев". Художник в отчаянии сжег три самые скандальные картины и уехал в длительное путешествие по Индии. Как раз в разгар этой истории все 250 картин, рисунков, этюдов, сделанных Верещагиным в Средней Азии, и покупает Павел Третьяков за баснословные 92 тысячи рублей серебром. Покупает, понимая, что Туркестанская серия Верещагина - невероятно важный момент в развитии современного искусства. А Третьяков, давайте отдадим себе в этом отчет, собирал современное ему искусство.

    Не меньше проблем было с Балканской серией, написанной во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Посмотрите, как Верещагин трансформирует батальный жанр. В картине "Скобелев под Шипкой" на первом плане картины - убитые и смертельно раненные солдаты, а где-то вдалеке - скачущий перед строем на белом коне генерал. Вглядитесь в "Панихиду", которую до 1995 года музей не показывал. Батюшка в сопровождении офицера служит панихиду по погибшим солдатам, оставшимся на поле боя. Это поле уходит к горизонту. Страшная картина смертной жатвы, с солдатами полегшими, словно скошенные колосья, отсылает к фольклорному образу. Но одновременно тут можно увидеть те образы смерти, с которыми будут работать сюрреалисты. Верещагин показывает, что война - самое страшное, что только может быть. Мне кажется, очевидно, что это важнейший посыл его творчества.

    Василия Васильевича, который отличался независимостью и горячим нравом, сравнивали с "лейденской банкой", всегда готовой ударить разрядом. Вам не кажется, что выставка Верещагина сегодня - тоже своего рода "лейденская банка"?

    Зельфира Трегулова: Вы хотите сказать, что Верещагин очень современен? Безусловно. Тем и особенно интересен. Другой вопрос, что у нас общество, к сожалению, сейчас поляризовано не хуже, чем "лейденская банка". Отсюда - крайности интерпретаций. Причем поводом может быть практически любая выставка: от Фабра до "Оттепели".

    Я за максимальную объективность, если хотите - непредвзятость - позиции исследователя. В том числе при подготовке ретроспективы известных художников. Верещагин точно заслуживает того, чтобы о нем и его наследии вспомнили. Он был невероятным человеком. Жившим на пределе. Он объехал полмира и пол-России. Оставил замечательные этнографические зарисовки, виды, сделанные по следам путешествий в Индии, Монголии, Японии, Америке. Даже писал портрет Рузвельта. Его наследие, художественное и литературное, огромно. Его прижизненная слава была очень велика. Неужто такая личность и такой художник неинтересен? Неужто не заслуживает того, чтобы мы вгляделись в мир его произведений по крайней мере без предвзятости?

    Верещагин одним из первых создавал выставку как театральное зрелище. Если кураторы сохраняют принцип показа работ самим художником - по сериям, означает ли это, что театральные эффекты экспозиции, придуманные им, тоже будут сохранены?

    Зельфира Трегулова: Боюсь, что задрапировать стены бархатом нам не удастся. Еще кто-нибудь наступит, запутается... Мне хотелось положить ковры. Но настоящие музейные восточные ковры нельзя класть, не закрывая их витриной. В результате мы взяли лишь кое-что от Верещагинской манеры показа. Рядом с его работами будут выставлены восточные одеяния дервишей, узбекские халаты, оружие... Архитектор Алексей Подкидышев строит экспозицию на контрасте яркости, цветовой насыщенности полотен художника и минимализма современной архитектуры.

    На выставках в Петербурге 1880 года и в Москве в 1883 году Верещагин поставил минимальную цену на билеты - пять копеек. Московский генерал-губернатор князь Долгоруков был так шокирован этим, что отказался приехать. Сегодня билет на выставку Верещагина стоит 500 рублей.

    Зельфира Трегулова: Вы хотите сказать: почувствуйте разницу? Вопрос: что можно было купить на пять копеек в то время?

    Если верить Интернету, то в феврале 1889 года в Сибири бутыль молока стоила 10 копеек…

    Зельфира Трегулова: Думаю, такое молоко, которое продавали крестьяне в Сибири в 1889 году, сегодня тоже стоило бы не меньше 200-300 рублей. Кроме того, билет на выставку дает право также на осмотр постоянной экспозиции Новой Третьяковки, где много интересного и нового.

    В Вене в 1881 году Верещагин просил, чтобы "в последние дни (показа) школы с учителями и солдаты имели даровой впуск" в Kunstlerhaus. Третьяковская галерея продолжит эти традиции Верещагина?

    Зельфира Трегулова: По-моему, сейчас нет этой практики водить солдат на выставки.

    Но если кто-то из рядовых сам захочет прийти посмотреть его картины…

    Зельфира Трегулова: …Мы будем рады. Но, честно говоря, с трудом представляю солдатика, который, получив увольнительную, пойдет смотреть Верещагина.

    "Передвижники" возвращаются

    Есть ли шанс, что кроме стандартного набора, условно говоря, Рублев плюс Малевич имена других русских художников получили бы известность в мире?

    Зельфира Трегулова: Да и еще раз - да. К слову, Верещагин и сегодня востребован. Его полотно "Апофеоз войны" два года назад завершало в Пти-Пале экспозицию блистательной выставки "Искусство мира". Она открывалась трактатами VIII и IX веков времен Карла Великого из Национальной библиотеки в Париже, а заканчивалась "Апофеозом войны" как грозным предупреждением. Выставка была про военные конфликты и мирные соглашения.

    Но если говорить о том, наследие каких художников из Третьяковской галереи более всего востребовано, то это не авангард и не иконопись. Скорее, передвижники. В Шанхае с невероятным успехом идет выставка передвижников. Шанхайский музей - один из самых старых знаменитых музеев с невероятной коллекцией древнего китайского искусства. Здесь показывают выставки из Лувра, Британского музея. К моменту окончания нашей выставки ее увидят примерно 550 тысяч человек. Осенью мы делаем выставку передвижников в Японии.

    У меня очень энергичные, инициативные молодые сотрудники, которые действительно ставят человека, пришедшего в музей, во главу угла

    В ноябре открываем ответную выставку Третьяковской галереи в музеях Ватикана. Туда временно уедут 30 шедевров из постоянной экспозиции. Ватикан снял же для нас 42 шедевра из постоянной экспозиции. Долг платежом красен. Мы везем такие шедевры, как "Христос в пустыне" Ивана Крамского, "Голгофа" Николая Ге, "Не ждали" и "Крестный ход в Курской губернии" Ильи Репина. Кураторы Аркадий Ипполитов и Татьяна Юденкова, уверена, выстроят интересный, тонкий, умный рассказ о Евангельских мотивах в русской живописи.

    В следующем году мы готовим огромную ретроспективу Репина, для которой собираем работы в том числе из музеев Европы. В Метрополитен-музее хранится потрясающий портрет Всеволода Гаршина работы Репина. К сожалению, из-за истории с библиотекой Шнеерсона мы его привезти не сможем. После Москвы выставка будет показана в Хельсинки и в Париже. Это к вопросу о востребованности материала помимо авангарда или иконописи.

    Третьяков покупал современное ему русское искусство. Сегодня Третьяковская галерея покупает современное искусство? Каковы принципы формирования коллекции?

    Зельфира Трегулова: Чтобы что-то покупать, нужны деньги. Сейчас сложилась такая ситуация, что государственное финансирование закупок прекратилось. В 2014 году нам еще удалось купить 10 принципиальных работ из собрания Леонида Талочкина, большую часть которого наследники передали в дар Третьяковской галерее. Сегодня, если мы хотим, чтобы наша коллекция пополнилась, мы обращаемся с просьбой либо к коллекционерам, либо к меценатам.

    Прошлый год у нас был объявлен годом пополнения коллекции, годом даров. Первый подарок мы получили от фонда Владимира Потанина. Это была работа Эрика Булатова "Картина и зрители". До поступления этой картины в Третьяковской галерее было всего 4 произведения Эрика Булатова. Несоизмеримо меньше, чем, например, в собрании Центра Помпиду. Не выстраивая иерархии, замечу, что, на мой взгляд, Илья Кабаков, Эрик Булатов и Михаил Рогинский - три величайших художника. В сентябре Фонд Cosmoscow приобрел для нас работы Андрея Кузькина, одного из самых интересных молодых художников.

    Если говорить о художниках, недавно ушедших, то все помнят выставку Гелия Коржева, которую мы делали в 2016-м. Он был первым секретарем Союза художников России. Так вот, в 2016 году в музейных собраниях России, всех, вместе взятых, было 26 работ. Основное наследие Коржева было продано в конце 1980-х - нулевые в США, откуда мы привозили их на выставку - всего 38 работ.

    После выставки Гелия Коржева большая часть работ из американских собраний выкуплена Владимиром Некрасовым и сейчас находится в зале № 26 Третьяковской галереи. Мы сделали его залом Коржева и Владимира Некрасова. Еще три принципиальных работы Коржева из собрания Рэймонда Джонсона нам удалось купить с помощью нашего патрона, который пожелал остаться неизвестным.

    Бюджет - слово сладкое?

    С 2015 года на 53 процента выросли собственные доходы Третьяковской галереи. Из чего складывается доход в процентном отношении? За счет чего выросли доходы?

    Зельфира Трегулова: Начнем с того, что и количество посетителей у нас выросло, превысив два миллиона. Мы полностью изменили систему своих музейных магазинов. Когда я пришла в музей, то чистая их прибыль была 1 миллион 400 тысяч. Пришлось полностью поменять состав. Мы пригласили Наталью Полянскую, которая и до этого открывала магазины "Республики" в Москве. Теперь у нас работают симпатичные молодые люди, которые не говорят: "Вас тут много, а я одна". Мы печатаем каталоги - и продаем! - тиражом 10 тысяч экземпляров. Делаем сувениры. Сама ношу деревянные броши по мотивам работ художников русского авангарда. Сделали огромный магазин с открытым доступом в Лаврушинском переулке. За первый год работы новой команды прибыль выросла в 22 раза.

    Билеты, магазины. Все?

    Зельфира Трегулова: Плюс образовательные программы, экскурсии, специальные мероприятия. Не свадьбы и не дни рождения! Когда музей закрыт для посетителей, у нас есть специальное посещение популярных выставок. И, конечно, работа с меценатами, донорами, попечителями. Это все внебюджетные поступления. В 2014 году соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования было: 69 процентов - из бюджета, 31 процент - зарабатывали сами. В 2017 году соотношение: 41,1 процента бюджетных средств, 58,9 процента - внебюджетных. Бюджетное финансирование при этом не изменилось.

    Третьяковская галерея обладает правами на изображения, хранящиеся в ее собраниях?

    Зельфира Трегулова: Да. Мы первыми из российских музеев заключили лицензионное соглашение с агентством, работающим на международном рынке. Оно не только отслеживает наши права и пишет рекламации в случае несанкционированного использования, но и отрабатывает стилистику линейки возможной продукции, которую могут производить и российские, и зарубежные компании, опираясь на изображения произведений из собрания Третьяковской галереи.

    Все говорят: ну, футбольные фанаты в музеи ходить не будут. Давайте посмотрим. Пусть люди придут бесплатно в Новую Третьякову

    Рейксмузеум, например, выложил изображения с высоким разрешением в открытый доступ…

    Зельфира Трегулова: Мы не на той стадии известности, чтобы следовать его примеру. Тем более что нам припишут упущенную выгоду.

    Сергей Шнуров снялся в клипе Третьяковской галереи, посвященном "Черному квадрату". Считаете ли вы, что аудитория группы "Ленинград" может стать целевой группой Третьяковской галереи?

    Зельфира Трегулова: Кто, на ваш взгляд, слушает группу "Ленинград"?

    Примерно два поколения. В возрасте от 15 до 40 лет.

    Зельфира Трегулова: Почему они не могут быть нашей аудиторией? Я уж не говорю о том, что Сергей Шнуров - человек, обремененный тремя высшими образованиями. В том числе - дипломом реставратора.

    Его пришлось уговаривать сняться в вашем клипе?

    Зельфира Трегулова: Это надо спросить у моих коллег. Что касается его гонорара, то я, подписывая договор, вздрогнула. Гонорар был абсолютно символический. Весь ролик снимался полдня.

    Легендарный директор Британского музея Нил МакГрегор рассказывал, что он начал работу директором, сев за стойку информации. Просидел там день, отвечая на вопросы посетителей, - при том, что некоторые интересовались, почему тут не показывают динозавров и как лучше добраться до Harrods. Есть ли у вас свой способ почувствовать ожидания зрителей?

    Зельфира Трегулова: С удовольствием села бы за стойку, если бы у меня была такая возможность. Имею в виду время. Мой рабочий день расписан по минутам, иногда не хватает времени перекусить. Мы сейчас анализируем отзывы посетителей, перестраиваем работу службы приема зрителей. У меня очень энергичные, инициативные молодые сотрудники, которые этим занимаются и действительно ставят человека, пришедшего в музей, во главу угла. Для нас это очень важно. Но самую точную информацию получаешь, если действительно тихонечко сидишь в углу и следишь за тем, что происходит. Мало кто знает, что Тино Сегал (художник, хореограф. - Прим. ред.) через несколько недель после официального открытия выставки, которую привез фонд V-A-C, приехал в Москву и, никому ничего не сообщая, заменил молодого человека в "ситуации" "Поцелуй", которая разворачивалась в зале Новой Третьяковки. Когда мне сказали об этом, я сбежала с совещания на полчаса и наслаждалась, сидя в зале и наблюдая происходящее. Это было здорово.

    "Футболисты" ждут болельщиков

    Кроме бесплатного входа в Новую Третьяковку, какие сюрпризы вы приготовили болельщикам Чемпионата мира по футболу?

    Зельфира Трегулова: Мы очень серьезно отнеслись к чемпионату мира по футболу. Не только потому, что наши залы украшают "Футболисты" Чайкова и "Вратарь" Дейнеки.

    Что бы мы ни делали, процентное соотношение российских и иностранных зрителей неизменно: 90 и 10. Русское искусство в мире недооценено. Мне кажется, что нужно воспользоваться возможностью приезда в Москву огромного количества туристов. Все говорят: ну, футбольные фанаты в музеи ходить не будут. Давайте посмотрим.Пусть люди придут бесплатно в Новую Третьякову. Посмотрят, может, как-то что-то поймут.

    Ну, и про сюрприз с программой технологии VR - виртуальной реальности - подробно говорить пока не буду. В середине июня мы ее апробируем…

    Вопрос из провинции

    Читательница Суханова из Сергиева Посада спрашивает, может ли художник из провинции рассчитывать на выставку в Третьяковской галерее?

    Зельфира Трегулова: Где прожил большую часть жизни Венецианов? В деревне под Тверью. Где прожил и работал большую часть жизни Айвазовский? В Феодосии. Я уж не говорю про Льва Толстого, к которому в Ясную Поляну приезжали отовсюду. Провинция и столица для искусства понятия не географические. И в собрании Третьяковской галереи есть достаточно много работ советских художников, которые жили в регионах.

    Да, в советские годы многие члены СХ действительно считали, что жизнь удалась, если у них состоялась выставка в Третьяковке. С другой стороны, кто долгие годы был председателем Союза художников СССР? Правильно, Таир Салахов. Очень мощный художник. Сегодня - классик. Представьте, пока он был на этой должности, у него не было ни одной ретроспективы в Москве. Ни одной! Первая его большая выставка открылась в Москве в фонде "Екатерина" в 2009 году! А в конце 1980-х, когда появились новые возможности, он не свои выставки делал, а впервые смог привезти в Россию выставки Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа… В Третьяковской галерее не было выставок легендарных мастеров "сурового стиля" Павла Никонова, Виктора Иванова… Художники прекрасные. Мы в долгу перед ними.

    Не сказать, что ответ обнадеживает.

    Зельфира Трегулова: Я не хочу давать обещаний, которые не смогу выполнить.

    Поделиться