Заявка на строительство полигона поступила от ООО "ЭкоТехСтрой Владимир" в комиссию областной администрации по рассмотрению инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления в июне 2017 года и получила одобрение.
Реализовать свой проект компания запланировала на бывшем военном полигоне бронетехники, расположенном в сельском поселении Филипповское, вблизи одноименного села. В него входит десять деревень и почти 80 садоводческих товариществ, куда люди приезжают дышать свежим воздухом, пить хорошую воду и выращивать экологически чистую зелень. И вдруг у них под боком решили разместить свалку! Многие местные жители и дачники не на шутку встревожились: не предназначен ли новый полигон для мусора из соседней области? Ведь в прошлом году в Подмосковье уже закрылось несколько переполненных свалок.
Согласно открытой информации, предприятие должно было занять участок в 1200 гектаров и стать крупнейшим объектом хранения, сортировки и переработки ТБО в России.
Стройка еще не началась, а общественный протест достиг острой фазы.
"Дуют на воду", - оценила происходящее в Киржачском районе уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова. Хотя тут же признала: проект дорогой, и если инвесторы вложат деньги, назад пути не будет, поэтому нужно держать руку на пульсе событий. Именно этот момент и побоялись упустить протестанты, что при дефиците объективной информации неудивительно.
Как отмечали активисты областного ОНФ, в "показаниях" муниципальных и региональных чиновников с самого начала наблюдалась явная путаница. В одних документах будущий объект назывался "строительством опытно-экспериментальной площадки по сортировке, переработке, выделению вторичных материальных ресурсов и размещению ТБО", в других речь шла о "реконструкции действующего полигона ТБО", в третьих - о создании экотехнопарка.
Когда жители Филипповского и местные депутаты высказали опасения, что к ним повезут мусор из столицы, власти категорично заявили: областная территориальная схема обращения с отходами не предполагает "поставку" отходов из других субъектов РФ. Да и без двухсторонних соглашений прием чужого мусора невозможен.
Позднее на официальном уровне те же самые руководители подтвердили, что невозможное возможно. И московский мусор под Киржач поступать будет, причем в куда больших объемах, чем местный: 150 тысяч тонн и 50 тысяч тонн в год соответственно.
- Зачем везти мусор за 60 километров из Московской области, когда эта площадка находится на стыке трех районов Владимирской области - Киржачского, Кольчугинского и Юрьев-Польского? - недоумевает глава муниципального образования сельского поселения Филипповское Елена Гишина. - Почему при продвижении проекта никто не просчитывал экономическую составляющую и экологическую безопасность?
У областных чиновников на этот счет иное мнение. Директор департамента природопользования Алексей Мигачев заявил, что региону выгодно появление современного мусороперерабатывающего предприятия, поскольку киржачская свалка переполнена и сможет принимать ТБО еще год. Кроме того, потоки отходов из Москвы скоро начнут накрывать все соседние регионы. И если ничего не делать, леса области наводнят нелегальные помойки, с которыми бороться очень сложно.
Не слушают нас, может, прислушаются к мнению экспертов, решили активисты и заказали экологическую экспертизу о влиянии строительства полигона на качество подземных вод. Специалисты, среди которых известный эколог, гидролог, член-корреспондент РАН Виктор Иванович Данилов-Даниэлян, дали однозначное заключение: размещение полигона ТБО на данной территории приведет к экологической катастрофе.
- Мусорный объект планируют построить недалеко от уникального Шернинского месторождения, - прокомментировал заключение коллег независимый эксперт, главный гидрогеолог ЗАО "Геолинк Консалтинг" Аркадий Савельев. - Оно - резервное. А в ближайшие годы будет рассматриваться, как источник водоснабжения для Москвы и Московской области. Но подземные воды имеют здесь нулевую защищенность, и сколько бы лет ни прошло, загрязнение не промоется. Моя рекомендация - выбрать место, подходящее по геологии, к северу и к западу от этого участка. Там мощный слой глины до 80 метров, который будет препятствовать загрязнению.
Борьба за безопасность среды обитания развернулась и по земельному направлению. Земля в лесу, на которой планировалось размещать и перерабатывать отходы, с 1967 года много лет использовалась в качестве танкового полигона. Сначала участок площадью 1500 гектаров находился у оборонного предприятия в бессрочном пользовании, а затем в аренде.
У поселян-активистов возникли вопросы. Как получилось, что после закрытия полигона лес, который должен был вернуться в земли гослесфонда, оказался в частных руках? Почему незадолго до продажи его кадастровая стоимость была снижена в четыре раза - с 4,3 до 1,1 миллиарда рублей? И на каком основании он был продан за 2,5 процента от кадастровой стоимости - всего за 27 миллионов рублей?
Вразумительного ответа от главы администрации сельского поселения Филипповское Олега Иванова, осуществлявшего эту сделку, жители так и не получили.
А на круглом столе, проводимом по инициативе ОНФ, Иванов заявил изумленным землякам:
- В лесном реестре он не стоит - в кадастровом паспорте никаких лесных насаждений нет. Если кто-то предоставит другие документы, мы будем разбираться.
Но все же самый трудный вопрос в этой "мусорной истории" - как получилось, что власти и люди оказались по разные стороны баррикад?
- Никаких территориальных схем обращения с отходами без участия граждан приниматься не должно, - поясняет представитель инициативной группы граждан сельского поселения Филипповское Борис Благославов. - А практика управления такова, что этот базовый документ принимал областной департамент природопользования даже без участия местных властей. Это и привело нас к барьеру.
Давят и финансовые проблемы. На территории Владимирской области ежегодно производится до миллиона тонн твердых коммунальных отходов, из них перерабатывается только 23 процента.
За два года в области должно быть построено шесть автоматизированных мусороперерабатывающих заводов, восемь сортировочных станций, реконструировано пять полигонов и рекультивировано 16 закрытых свалок.
Строительство мусороперерабатывающего завода - дело очень дорогое: не менее 120 миллионов рублей. Бюджет его не потянет. А инвесторы на дороге не валяются. Неудивительно, что администрации всех уровней поддержали филипповский проект, тем более что полигон в Киржачском районе к лету 2018 года будет переполнен.
Среди плюсов этого проекта и налоговые платежи. Сейчас от инвесторов, которые пока не начали ничего строить, в местный бюджет ежегодно поступает до 16 миллионов рублей, а после реализации проекта налоги составили бы более 130 миллионов.
Но, столкнувшись с таким сопротивлением местных жителей, инвесторы решили не рисковать: "Учитывая настроение населения, мы хотим отказаться от проекта полигона под селом Филипповским".
Представители областной администрации пока никак не комментируют это решение. А поселяне не спешат радоваться, резонно замечая, что земли уже переведены в зону "размещения, хранения, захоронения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов…".
Алексей Постригайло, генеральный директор ООО "ЭкоТехСтрой Владимир":
- Стратегический инвестор отказался от участия в проекте строительства во Владимирской области предприятия переработки отходов. В принятии решения существенную роль сыграла позиция местных жителей. ООО "ЭкоТехСтрой Владимир" - владелец участка, но собственных средств для реализации проекта не имеет. Компания пока не разработала планы, как дальше использовать выкупленные под проект земли.
Между тем
Глава сельского поселения Филипповское Елена Гашина при поддержке местных жителей выиграла в суде дело о расторжении контракта с главой поселковой администрации Олегом Ивановым. Активисты доказали, что нанятый менеджер не соблюдал закон о муниципальной службе и закон о противодействии коррупции: при поступлении на муниципальную службу он скрыл информацию о том, что одновременно является руководителем и учредителем нескольких коммерческих фирм.