06.03.2018 20:10
    Поделиться

    В Воронеж привезли бурятскую "Джоконду"

    "Сестра" Моны Лизы с монгольским разрезом глаз расположилась в областном музее имени И. Крамского в окружении полусотни других картин Зорикто Доржиева. Художник из Улан-Удэ выставил в Воронеже колоритные работы под общим названием "Степная история".

    В зале звучит тувинская музыка, посетителей встречает пара буддистов, достигших нирваны. Их синие головы изображены на холстах два на два метра, пройти мимо невозможно. Рядом - "песочный человек" и гладиатор того же размера, а еще две небольшие "Джоконды" - бурятский поклон да Винчи и Вермееру (его "Девушку с жемчужной сережкой" называют северной Моной Лизой, Доржиев же нарисовал восточную, с кораллом). Иронизирует художник легко и ненавязчиво - как бы с непроницаемым лицом.

    На его картинах и графических листах - суровые всадники и просветленные монахи, прекрасные наложницы хана (по одной на каждый день недели) и величественная госпожа в рогатом головном уборе. Пейзажи условны, эмоции героев спрятаны глубоко, а костюмы - наоборот, проработаны в мельчайших подробностях. Этнических деталей и отсылок к монгольской истории много, но они не выглядят как самоцель.

    - Да, это просто технический прием, а темы меня волнуют общие для всех времен и народов - женская красота, детство, ностальгия… - подтвердил Зорикто Доржиев. - Учился я писать в академической манере, а потом нашел свой изобразительный язык. В 2013-м мы сделали из работ, который у меня к тому моменту накопились, выставочный проект "Степная нирвана". Название было продиктовано тематикой, которая объединяла мои картины разных лет, и, пожалуй, созерцательно-философским взглядом на мир, который в них был отражен. Я человек городской, никогда не жил в степи. Но на школьных каникулах всегда ездил в деревню к бабушке и дедушке, впитывал какие-то национальные традиции, что-то узнавал больше из книг. Для диплома в художественном институте взял батальную тему. Степные просторы, вооруженные ребята на лошадях… Тут уже пришлось покопаться в литературе, побывать в музеях.

    "Степную нирвану" показали в главном буддистском центре США - нью-йоркском Tibet House. Потом она стала "Степной историей" и побывала на многих престижных площадках Европы и России. Состав работ в этой условной серии меняется, самая старая ("Почтальон") написана в 2006 году. В западной части нашей страны ее видели мало, хотя у Доржиева были персональные выставки в Русском музее, Третьяковской галерее и московском музее Востока. Поэтому впереди второй "гастрольный тур". После Воронежа картины бурятского мастера увидят в Пензе, Самаре и Саранске.

    - Творчество Зорикто Доржиева достаточно хорошо знают в Восточной Азии. Он регулярно участвует в масштабных арт-шоу в Гонконге, Сингапуре, Тайване и Японии, выставлялся в Джакарте и Майами. Очень разнообразно и плодотворно работает - и в станковой живописи, и в скульптуре, и в видеоарте, - добавил столичный галерист Константин Ханхалаев, который сотрудничает с Доржиевым уже 12 лет.

    Выставка "Степная история" продлится до 8 апреля 2018 года. Полный билет стоит 250 рублей, льготный (для студентов, школьников и пенсионеров) - 150.

    Адрес музея имени И. Крамского: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

    Справка "РГ"

    Зорикто Доржиев родился в 1976 году в Улан-Удэ. Окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства и Красноярский государственный художественный институт. Несколько лет стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств. В 2004-м создал эскизы костюмов для фильма Сергея Бодрова "Монгол", который получил премию "Ника" и номинацию на "Оскар". Гильдия кинокритиков России отметила его за аналогичную работу в фильме Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари" в 2014 году. Иллюстрировал популярный исторический роман Исая Калашникова "Жестокий век" о жизни монголов в конце XII - начале XIII века. Работы Зорикто хранятся в Русском музее, Государственном музее искусств народов Востока, художественных собраниях в Иркутске, Томске и Улан-Удэ, а также частных коллекциях во многих странах мира.

    Поделиться