Необходимость реконструкции назрела давно. В регионе до сих пор используют японскую железнодорожную колею, построенную во времена владения островом Страной восходящего солнца. Ее ширина составляет 1067 миллиметров, российский же стандарт - 1520. Это влечет дополнительные затраты, повышая себестоимость перевозок. К примеру, приходится переставлять колесные пары приходящим с материка вагонам, а также покупать дорогостоящую узкоколейную технику. Но главное, после 2020 года эксплуатировать действующие подвижные составы на Сахалине из-за новых требований технического регламента Таможенного союза будет запрещено. Новая дорога позволит не только увеличить объем перевозок, но и станет частью крупного инфраструктурного проекта по созданию транспортного перехода через пролив Невельского, который в будущем свяжет остров с материком.
За три летних месяца на общероссийский стандарт переведут 52,4 километра железной дороги на западном побережье острова между Чеховым, Новоселово и Томари, а также от Ильинского до Арсентьевки. Одновременно построят 32 новых моста и реконструируют станции.
Закрытие железнодорожного сообщения повлечет за собой много неудобств. В правительстве области уже работают над корректировкой схемы грузовых и пассажирских перевозок.
- Мы договорились с перевозчиками об увеличении летом количества пассажирских автобусных рейсов между районами. Думаем над введением новых маршрутов от Поронайска до Ноглик и Макарова, а также от Южно-Сахалинска до Томари, - сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Садовников. - Кроме того, рассчитываем на дополнительные возможности авиации. Например, есть вариант введения маршрута Ноглики-Южно-Сахалинск.
Доставкой груза по региону займется автотранспорт. Чтобы выстроить оптимальную логистику перевозок, у предприятий и учреждений собирают данные по объемам и схемам доставки.
- Для грузоперевозок планируем задействовать в большей степени и потенциал морских портов. На юге, как и прежде, главную роль в снабжении острова продовольствием, топливом и промышленными товарами будут играть гавани Холмска, Корсакова и Невельска, - отметил Садовников.
Представителей транспортных компаний Хабаровского края, работающих с грузами на переправе Ванино-Холмск, это не успокаивает. Именно в Ванино приходят товары со всей России, которые потом перевозят на остров. По мнению логиста Татьяны Даньшиной, закрытие железной дороги приведет к увеличению сроков ожидания и отправки товаров на переправе.
- Если железная дорога не будет работать три месяца, может возникнуть коллапс, - сказала она. Она также не исключила возможность повышения стоимости перевозки грузов при возросшем объеме, так как этим занимаются частные организации.
В компании-операторе паромной переправы отметили, что избежать коллапса в логистике помогли бы дополнительные склады не только в Холмске и Ванино, но и на сортировочной станции Советская Гавань. И организовать их нужно как можно скорее.