У 63-летней Елены Зверевой (фамилия изменена по просьбе героини публикации) возник судебный спор со стоматологической клиникой. Пенсионерке поставили зубные коронки, из-за которых во рту появились гальванические токи и начала сильно болеть голова. Пожилая женщина решила, что ей положена компенсация за некачественные медицинские услуги.
- Я обратилась в адвокатскую контору, заплатила за юридическую помощь сорок тысяч рублей, но фактически никакой помощи не получила, - рассказывает Елена Зверева. - В судах помощник адвоката, который вел мое дело, практически все время молчал. Говорила я, а он потом только подтверждал, что поддерживает мою позицию. Ни на какие нормы закона, которые могли бы эту позицию укрепить, юрист не ссылался. С предпоследнего заседания мой представитель ушел раньше времени. А на последний - самый важный суд - он вообще не явился, не представив уважительных причин неявки.
В результате Елена Николаевна дело проиграла. Но писать апелляционную жалобу адвокаты отказались. Да еще и накричали на пенсионерку - мол, они ей больше ничего не должны.
- Мне стало очень обидно. Состояние моего здоровья ухудшалось, а добиться правды в деле, связанном с некачественными медицинскими услугами, мне не удавалось. И я подумала: ну хоть в деле, связанном с некачественными юридическими услугами, справедливость должна восторжествовать, - продолжает Елена Зверева.
Пожилая женщина освоила Интернет, начала изучать с помощью Всемирной сети судебную практику. Сама написала апелляционную жалобу по "стоматологическому" делу. И сама же подала в суд на юристов. Ленинградский районный суд Калининграда изучил договор поручения, согласно которому представитель обязался защищать интересы своей клиентки в суде первой инстанции. И пришел к выводу: если из восьми судебных заседаний юрист присутствовал только на шести с половиной, значит, услуга была оказана не в полном объеме.
Поэтому согласно закону о защите прав потребителей Елена Николаевна имеет право на возврат части уплаченного гонорара. За "прогулянные" судебные заседания юрист заплатит ей 6,5 тысячи рублей. Кроме того, суд решил взыскать в пользу пенсионерки компенсацию морального вреда (2,5 тысячи рублей) и штраф (4,5 тысячи рублей).
По словам управляющего партнера калининградской юридической фирмы Олега Ефимова, ситуации, когда недобросовестные юристы оказывают своим клиентам некачественные или неполные услуги, крайне распространены. Но до судов эти конфликты доходят редко. Ведь самостоятельно представлять свои интересы и добиться победного решения из обиженных клиентов способны лишь единицы. А стоимость услуг профессионального юриста значительно превысит стоимость услуг его непрофессионального коллеги, которую получится взыскать с помощью суда.
- В случае с Еленой Зверевой решающую роль сыграл договор, в котором были прописаны обязанности юриста по представлению интересов доверителя в суде первой инстанции, - подчеркивает Олег Ефимов. - Однако решение суда, на мой взгляд, было чисто техническим. Судья разделил общую стоимость услуг - 40 тысяч рублей - на восемь заседаний. И взыскал пять тысяч за неявку представителя на последнее заседание и полторы - за его частичное отсутствие на предпоследнем слушании. Ни длительность заседаний, ни их важность, ни работа, проделанная или не проделанная юристом, учтены не были.
С тем, что суд не оценил качество оказанных юридических услуг, Елена Зверева согласна. И теперь она собирается подавать апелляционную жалобу и требовать пересмотра размера компенсации.
Ульяна Вылегжанина, "Российская газета", Калининград