- Забыла! - бьет себя в лоб Олеся Остапенко.
Будущая стюардесса показала "захват". Обняв за шею, словно любимого, она силой плюхнула манекен буйного авиапассажира в кресло. Типа приемом самбо его "обездвижила" и пристегнула ремнями. А от тренера и стюардесс-наставниц не ускользает девичий конфуз. Олеся трет виски: "Забыла "срезать" тыльную сторону колен?" Иначе реальный пассажир "не упадет" в кресло. Еще она не уложилась в норматив неожиданности: 14-18 секунд есть у бортпроводника, чтобы незаметно для салона нейтрализовать хулигана.
- У нас нет задачи выпускать разрядников, - говорит директор учебно-тренировочного центра "Внуково" Наталья Каткова. - Мы учим девочек тому, что хороший бой - бой, которого нет, а есть 155 приемов, как его избежать. Мы потому и обратились к искусству самбо, что этот неударный вид единоборств позволяет кошачьими приемами гасить хулигана, что называется, "в белых перчатках".
Каткова признает, что данные ВЦИОМ о том, что почти 80 процентов ЧП на борту совершают подвыпившие кампании, а до 15 процентов - "новые русские хамы", лишь "вершина айсберга". Его "начинка": раньше хулиганили единицы, сегодня стычки в небе стали почти нормой. Природа новой "почти нормы" - выросла психологическая агрессивность успешных или считающих себя таковыми людей, а способов противостояния ей почти нет за неимением опыта.
- Для меня одним из открытий, - делится впечатлением от курсов Екатерина Перикова, - было то, что мы вовсе не для того, чтобы еду подать или сделать перелет комфортным, а для обеспечения безопасности. Я-то мечтала о новых знакомствах и странах, а тут как псалтырь учишь "Правила эвакуации пассажиров". Этому, как и "науке сервиса", надо учиться 25 часов в сутки, а главное - психологическая подготовка. Такая, чтобы пассажир с трапа чувствовал тебя не служкой, а хозяйкой борта.
Длинноногая блондинка Перикова готова показать, как пройти строгой хозяйкой по салону, но ее останавливает Наталья Каткова.
- Не надо, - говорит стюардесса с двадцатилетним стажем, - описанный психологический прием лишит нас маленькой, но профессиональной тайны.
Взамен она просит стажеров дать варианты решения типичного "стресса" из ее практики. Почти десятичасовой перелет через океан. Где-то через три часа пассажир с красными деснами (разновидность "растительной" наркомании) поднимается с места и начинает танцевать. Раздевается. Пристает к девушкам. Пассажиры жмут чуть ли не на треть "тревожных кнопок".
- Что делать? - спрашивает Каткова.
- "Махач" в зубы, чтобы опомниться не успел, - не задумываясь, выпаливает 21-й летний Алексей Смагин - единственный стюард.
Но Каткова напоминает о 155 способах избежать боя. Никто не знает как. Тогда она, запрещая писать о способах "договороспособности с хулиганом", рассказывает, как это сделать. Но все-таки признает, что договор эффективен в 30-40 процентах случаев, а в 60-70, "лучший способ обездвижить Дон Жуана - приковать его к креслу".
- Это полдела, - неумолима Наталья Каткова. - Жить захотите, справитесь. В небе нет полиции, не спасет "мобильник", но открывается такой ресурс сил, что хулиган - уже почти пустяк. И он пока нейтрализован. Но не пустяк - салон и менталитет пассажиров. Салон устроен так, что почти никто не видит и не знает, что случилось? Поэтому паника, если ее грамотно не снять, начинается через три минуты. Особенность же обывателя такова, что он не на стороне команды самолета, а часто интуитивно на стороне пассажира - "Наших бьют!" Это не рейсы израильских самолетов, где тренированные на эксцессы пассажиры заранее выгоняют драчунов или помогают стюардессам с ними справиться. У нас надо успеть оперативно все объяснить. Иначе паника.
И опять Каткова бракует почти все предложенные версии. Ее критерии: "Кратко, понятно, успокаивающе". Но обязательно говорить правду.
- Психолог и универсальный солдат - вот кого мы готовим в стюардессы, - говорит начальник отдела спортивной подготовки Центра спорта и образования "Самбо-70" Сергей Громов. - Наша цель - пассажир еще не опомнился и не понял, что произошло, а уже все закончилось.
Во "Внуково" потому и обратились в "Самбо-70", что искали путь противостояния не только воздушным хулиганам, но и их не менее опасной разновидности - хамам. "Трафаретные" случаи: на просьбу не курить в туалете следует безапелляционное "не выноси мозг" или вдруг раздается приказ пассажира экономкласса обслуживать его по бизнес-тарифу. А из бизнес-класса может раздаться приказ перевести к нему из "эконома" его подругу (маму, прислугу или друга).
- Я не понимаю тех, - пугается экзаменационными заданиями Екатерина Перикова, - кто требует воды не в бумажном стаканчике, а в фарфоровой чашке. Или доступа в "личный" туалет. Или экскурсии в кабину командира... Но нас учат, пока мы в небе, идти навстречу даже таким экзотичным пожеланиям, а "по закону" разбираться уже на Земле.
Как мечту Алексей Смагин, Олеся Остапенко и Екатерина Перикова высказывают желание - "Не пускать пьяных на борт" - половина проблем будет снята.
- Законотворчество - не наша компетенция, - объясняет Наталья Каткова. - Да и, честно сказать, я ничего не имею против пассажиров, улетающих в отпуск расслабленными. Мне приятно их видеть. Они дарят понимание, что отпуск - "это маленькая жизнь". И нам приятно эту "жизнь" разделить с ними. Мы все люди. И от людей ждем не агрессии, но и от закона не репрессий, а от всех - умения справляться с ними самим. Не получается? Научим.
Первый выпуск стюардесс и стюардов, владеющих приемами самбо, выходит в рейсы в мае.