За что в Намибии поблагодарили главу российского МИДа

В Намибии нет должности министра иностранных дел. Нанди-Ндайтва, отвечающая за внешнюю политику, занимает пост заместителя премьера, министра международных отношений и сотрудничества. В своей адресованной Лаврову приветственной речи она практически сразу перешла к исторической части - напомнила главе МИД РФ о временах, когда Советский Союз с 1960 года помогал местным патриотам в национально-освободительной борьбе за независимость страны (Намибия стала независимой в 1990 году - прим. "РГ").

Ранее о значении оказанной Советским союзом помощи говорили Лаврову в Анголе. Убежден, что эта тема еще не раз всплывет в ходе предстоящих на этой неделе переговоров российского министра в Мозамбике, Зимбабве и Эфиопии. Содействие, которое СССР оказывал боровшимся против колонизации государствам юга Африки Лавров назвал "основой прочного фундамента", на котором Россия строит диалог со странами континента в самых разных сферах.

Однако даже такой прочный исторический фундамент может с годами потерять устойчивость, расшататься, рассыпаться под влиянием времени и обстоятельств. Поэтому наряду с политическим, никогда не прекращавшимся диалогом, визит Лаврова на юг Африки должен придать импульс экономическим отношениям, которые с некоторыми странами находятся в состоянии "стагнации", а в ряде случаев - "клинической смерти". Так что и в Анголе, и в Намибии российский министр стремился донести до сведения первых лиц заинтересованность крупнейших российских кампаний в возвращении на африканский континент.

Впрочем, об инвестиционной конкретике на переговорах Лаврова речь все же не шла - этими вопросами, по словам министра, занимаются межправительственные комиссии. В цифрах товарооборот России со странами Африки к югу от Сахары с прошлого года начал расти: в 2017 году он составил 3,6 миллиарда долларов, тогда как в 2015 году был лишь 2,2 миллиарда.

Помимо перспективных бизнес проектов в ходе африканского "турне" главы МИД РФ немало говорилось о важности сохранения образовательных программ для национальных кадров, желающих учиться в высших учебных заведениях России. Ежегодно российское правительство за счет бюджета выделяет государствам Африки стипендии на обучение в российских вузах. Только в 2017 году, по словам Лаврова, Россия приняла свыше 1800 африканских студентов. Всего в нашей стране учится 15 тысяч африканцев, из которых около 4 тысяч - на бюджетной основе, а остальные - по контракту.

С Намибией, объяснил на пресс-конференции в Виндхуке Лавров, у России "единая позиция в области демократизации международных отношений, общий взгляд на необходимость сохранения единой роли ООН". У стран наблюдается созвучность подходов к формированию справедливого миропорядка и верховенству международного права. Примерно такие же заявления российский министр сделал ранее в Луанде в отношении ангольских подходов к внешней политике. Уверен, что с российским подходом охотно согласятся собеседники Лаврова в Мозамбике, Зимбабве и Эфиопии, когда глава МИД РФ посетит эти страны.

Но если от российского бизнеса повсюду ждут инвестиций в местную экономику, то во внешней политике Африка рассчитывает на поддержку Москвы в вопросах реформирования ООН. Россия, объяснил Лавров, заинтересована в достижении консенсуса по ооновской реформе, чтобы в перспективе развивающиеся страны были лучше представлены в Совете безопасности. В свою очередь, Москва заинтересована в поддержке своих инициатив со стороны африканских стран, голосующих консолидированно, на различных международных площадках.

В ходе визита по странам Африки российскому министру предстоит познакомиться с двумя новыми президентами - в Анголе и Зимбабве, продемонстрировать возвращение в регион "российского флага" и дать оценку реальной готовности местных элит взаимодействовать с российским бизнесом. При этом, по словам источника в российской делегации, Москва не стремится конкурировать с китайским бизнесом, который давно инвестирует в Африку.

Возвращаясь к Намибии, следует упомянуть, что российские учебные заведения закончили около двух тысяч студентов из этой страны. И хотя беседовавшая с Лавровым намибийский министр международных отношений и сотрудничества в России не училась, похоже, специально к переговорам она выучила короткую фразу на русском, которую пару раз произнесла с видимым удовольствием. Впрочем, фраза - громко сказано, всего два слова: "Спасибо большое". Тот в долгу не остался. После завершения переговоров с Нанди-Ндайтвой, отвечая на вопрос журналистов по Сирии, глава российского МИДа подчеркнул: "Мы всегда выполняем то, о чем договорились", но при этом бросил красноречивый взгляд на намибийскую коллегу. Видимо, это заявление предназначалось и ей.