Развитию промышленности Киргизии мешает технологическое отставание

Завышенный курс национальной валюты, дефицит производственных помещений и инвестиций, а также технологическое отставание мешает развитию промышленности Киргизии. К такому выводу пришли участники "круглого стола", прошедшего в Бишкеке с участием представителей UNIDO (Специализированное учреждение ООН по промышленному развитию), госструктур и экспертных кругов. Встреча посвящалась возможностям развития промышленного потенциала республики.

По словам заведующей отделом политики стратегического развития аппарата президента Киргизии Нурсулу Ахметовой, экономика страны в последнее время развивалась по экспортно-сервисной модели. "Мы пытались понять, где наши преимущества и в чем специфика, - отмечает она. - После вступления в ЕАЭС стало ясно, что необходима модернизация промышленности, важно обеспечить доступ к финансированию предпринимателей в регионах. Мы старались найти ниши, которые имели бы экспортоориентированный потенциал".

Официальная статистика оценивает состояние отрасли позитивно. Как утверждает зампредседателя профильного госкомитета Алымбек Орозбеков, по итогам прошлого года Киргизия выбилась в лидеры по темпам развития промышленности. Объем выпущенной ею продукции оценивается в 231 миллиард сомов. Треть суммы приходится на проект "Кумтор", связанный с разработкой одноименного золоторудного месторождения. Без учета рудника объем промышленной продукции выглядит скромнее. Национальный статистический комитет оценивает его в 150 миллиардов сомов.

Доля промышленности в экономике республики в целом не так велика, как могло бы показаться. В 2017 году отрасль обеспечила около 19 процентов от всего объема внутреннего валового продукта Киргизии, и эта цифра сохраняется практически без изменений на протяжении последних десяти лет. Отчасти потому, что промышленность страны, в первую очередь, связана с добычей и переработкой полезных ископаемых. Освоение недр требует значительных капиталовложений и привлечения современных технологий, которыми республика не располагает.

- Киргизия экспортирует много золота и других металлов, - поясняет старший специалист по исследованиям и промышленной политике секретариата UNIDO Нобуя Харагучи. - Это поддерживает сом на довольно высоком уровне по отношению к ключевым валютам мира и отрицательно влияет на конкурентоспособность промышленного сектора. То есть стоимость выпускаемых в республике товаров остается высокой.

В Госкомитете промышленности, энергетики и недропользования, в свою очередь, полагают, что отрасль испытывает на себе влияние нескольких структурных проблем.

- Сложным остается доступ предприятий к финансированию, - сетует Алымбек Орозбеков. - Это и отсутствие залога, и высокие процентные ставки, и короткий срок погашения, и нехватка оборотных средств. В числе проблем - низкая конкурентоспособность, износ оборудования, растущий спрос на сырье, разрозненность предприятий, зависимость от импорта ресурсов, недостаток специалистов.

Не менее серьезным препятствием для развития отрасли он называет дефицит помещений. Нехватка промышленных площадей, по его словам, не позволяет предприятиям расширять производства и создавать новые рабочие места. Причем речь, в первую очередь, идет о текстильной и швейной отраслях, имеющих большой экспортный потенциал.

- Швейная промышленность успешно развивалась с 2005 по 2012 годы, - говорит зампредседателя Госкомитета. - В 2012 году объем произведенной ею продукции достиг восьми миллиардов сомов. Однако затем произошел кризис, и спрос в соседних государствах на товары из КР снизился. Но в 2017-м мы вновь видим заметный рост - в 11,4 процента.

- Киргизстан занимает 15-е место среди экспортеров швейной продукции на российский рынок и шестое - в Казахстане, - утверждает Нобуя Харагучи. - Доля швейных изделий из КР в России составляет 1,5 процента. Перед республикой открыты большие рыночные возможности. Если, к примеру, киргизская сторона сможет увеличить свою долю на российском рынке на 1,5 процента, то удвоит доходы. А в случае, если то же самое сделать в Казахстане, то речь будет идти не только об увеличении доли экспорта, но и о появлении тысяч новых рабочих мест.

Новые рабочие места в Киргизии может создать и развитие еще двух перспективных направлений - производства пищевой продукции и строительных материалов. И то и другое, как полагают в правительстве республики, востребовано на рынках других стран Евразийского экономического союза.

По данным Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования, в сфере производства строительных материалов насчитывается более 300 действующих субъектов, а общая численность занятых достигла 15 тысяч человек.

- Положительное влияние на развитие сектора оказал рост строительства в республике, - говорит Алымбек Орозбеков. - Ежегодно предприятия, производящие стройматериалы, выпускают товары на 15 миллиардов сомов, но они нацелены в основном на внутреннего потребителя. Мы же полагаем, что продукция из природного камня будет востребована и в странах ЕАЭС. Спрос на нее уже существует в Казахстане. Наблюдается интерес и со стороны Узбекистана.

Вступление Киргизии в Евразийский союз уже привело к заметному росту в секторе пищевой переработки. В 2017 году, согласно официальным источникам, предприятия этой сферы выпустили продукцию на 29 миллиардов сомов, что на 12,3 процента выше, чем в 2016-м. Цифры, впрочем, могли быть значительно выше, и на это уже обратил внимание глава республики Сооронбай Жээнбеков.

- Мы много говорим о переработке мяса в Нарынской области и урюка - в Баткенской, но до сих пор в этих регионах нет реального производства, - заявил он ранее. - Чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно оказать существенную поддержку сельскому хозяйству, перерабатывающей отрасли, фермерским хозяйствам.

Кстати

В 2017 году предприятия горнодобывающей отрасли выплатили в качестве налогов в бюджет 9,8 миллиарда сомов. Об этом сообщают в Горно-металлургическом профсоюзе республики. Отрасль обеспечивает более 8,5 процента ВВП Киргизии и более 50 процентов объема ее промышленного производства и экспорта страны.