Крестьяне научились при благоприятных погодных условиях получать стабильно высокие урожаи, которые бьют прежние рекорды. Россия выходит в мировые лидеры по экспорту зерна. Но это одна сторона медали. А оборотная - в том, что на внутреннем рынке цены на зерно рухнули, и никто толком не знает, что делать с излишками урожая. Продавать за бесценок, себе в убыток? А если не продавать, где взять средства на посевную? Как рассчитываться с кредитами? Что сеять? И вообще, что делать дальше?
Российские аграрии минувшей осенью собрали невиданные прежде 134 миллиона тонн зерна, из них 86 миллионов тонн пшеницы. По объемам ее экспорта страна вышла на первое место в мире - вывезено 34,6 миллиона тонн.
- В зерновом сезоне 2017-2018 годов мы доведем экспорт до 50 миллионов тонн, - поделился расчетами аналитик зернового и масличного рынка, генеральный директор ООО "ПроЗерно" Владимир Петриченко. - Но надо экспортировать еще больше, потому что переходящие запасы в стране вырастут с 21 до 28 миллионов тонн. Мы продаем зерно по всему миру, и новые рынки сбыта не найти. Надо закреплять позиции там, куда мы уже зашли. Взять хотя бы страны, прилегающие к Индийскому океану. Здесь наиболее привлекательным выглядит Индонезия. Ее рынок с каждым годом будет прирастать. Сегодня мы поставляем туда миллион тонн, а индонезийцам надо 12-12,5 миллиона.
Выводы Петриченко в целом поддерживает президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман:
- От интервенций никто не отказывается, и отменять их не планируется, но два-три миллиона тонн не могут существенно изменить ситуацию. Государством принято абсолютно правильное решение - не хранить зерно на складах, занимая оставшиеся небольшие площади. Выход - в наращивании экспорта, ведь мы можем кормить намного больше стран, чем сегодня. Но нужна поддержка, в первую очередь, в преодолении тарифных барьеров. Это связано и с железнодорожными тарифами на внутрироссийские перевозки, и с тарифными барьерами на границах стран-импортеров.
Как выразился один из спикеров конференции, переходящие остатки в конце текущего зернового сезона станут "пугающе большими". Вдобавок в России невозможно найти земледельца, который не сетовал бы на обрушение цен в последние месяцы. Замначальника департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков минсельхоза РФ Дмитрий Федюшин сообщил, что из-за рекордного урожая цены на внутреннем рынке снизились на 20-25 процентов.
- Сейчас мы готовимся к закупочным товарным интервенциям, формируется минимальный уровень закупочных цен на зерно урожая 2018 года. На содержание интервенционного фонда государство ежегодно тратит 9,5-10 миллиардов рублей, из которых 60 процентов составляют расходы на обслуживание банковских кредитов, поскольку зерно приобретают на средства, привлеченные в Россельхозбанке. В декабре прошлого года вышло распоряжение правительства, по которому мы планируем реализовать 500 тысяч тонн зерна из интервенционного фонда. Из них около 350 тысяч тонн - зерно, которое хранится на элеваторах Сибири. Тем самым мы решим две задачи - разгрузим мощности хранения и сократим потребности в бюджетных средствах на обслуживание интервенционного фонда. Кроме того, готовится проект распоряжения о реализации дополнительных полутора миллионов тонн зерна из этого фонда. Цены, по которым государство купит зерно урожая 2018 года у фермеров, станут известны в конце марта, - заявил Федюшин.
Еще одна мера поддержки была введена в конце декабря прошлого года, когда вышло постановление правительства РФ о льготных перевозках зерна. Оно предполагает экспорт 3,18 миллиона тонн из ряда регионов, в том числе из Новосибирской и Омской областей.
Причем для помощи сибирякам, уже израсходовавшим лимиты на вывоз, принято решение о перераспределении в их пользу части лимита для Саратовской области - 150 тысяч тонн будет передано омским аграриям, 100 тысяч - новосибирским.
Впрочем, по расчетам зерновых экспертов, повторить рекордный год хлеборобам не удастся.
А если получится, то это будет равносильно чуду, ведь в 2017-м погодные условия оказались идеальными для всех земледельческих регионов страны. Но хороший урожай ожидается и в 2018 году - прогноз составляет 115-120 миллионов тонн.
Правда, что касается Сибири, то отдельные регионы могут вновь пострадать от засухи. Поэтому, по оценкам Владимира Петриченко, сибирский урожай будет средним или ниже среднего. А цены на зерно зависят от курса рубля, который в последнее время укрепился, что для аграриев не очень выгодно. Но в новом сезоне цены будут чуть повыше, чем в нынешнем. Сибирякам стоит серьезно подумать о том, как оптимизировать себестоимость зерна и скорректировать севооборот. По мнению экспертов, стоит больше внимания уделить масличным культурам, хотя и здесь не все однозначно. И не повторять катастрофической ошибки с гречихой.
- То, что минувшей осенью было собрано почти два средних урожая гречихи, можно назвать ужасным сюрпризом. Случился он благодаря алтайским аграриям, - убежден Владимир Петриченко. - Россиянам нужно для потребления 800 тысяч тонн, а мы получили 1,6 миллиона. В результате цены обрушились до уровня пшеницы третьего класса, а это немыслимо дешево. Сейчас складывается неблагоприятная ситуация для производителей подсолнечника, но не для маслопереработчиков. В Сибири баланс мощностей и производство сырья, что называется, сходится. А это ненормальная ситуация. В европейской части России производственных мощностей существенно больше, чем сырья, и там существует серьезная конкуренция переработчиков за подсолнечник. За тонну этого продукта в среднем по России дают девятнадцать тысяч рублей, а в Сибири - всего четырнадцать тысяч, в лучшем случае - пятнадцать. Выход один: строить новые перерабатывающие заводы.
Дмитрий Федюшин, замначальника департамента экономики, инвестиций и регулирования рынка минсельхоза РФ:
- Объем производимого в России зерна полностью закрывает внутреннее потребление и формирует избыток, который может быть эффективно использован при условии развития глубокой переработки. Перед нами встала непростая задача - диверсифицировать рынки сбыта и направлять за рубеж не только сырье, но и переработанную продукцию. По ряду направлений глубокой переработки у нашей страны большой потенциал импортозамещения и наращивания экспортных возможностей.