Многие в ХХ веке зачитывались фантастическим романом "Солярис" польского писателя Станислава Лема, описывающим взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис. Одно из лучших произведений в мировой фантастике. Знают и выдающийся одноименный фильм Андрея Тарковского (1972). А через 30 лет появился американский "Солярис" - снял его Стивен Содерберг, главную роль сыграл Джордж Клуни. Кстати, обе экранизации Лему не понравились.
Исследовательская космическая станция, загадочная планета Солярис, доктор (психолог) Крис Кельвин и его любимая женщина Хари, эксперименты Сарториуса - это в книге. На сцене шесть действующих лиц: Человек. Настоящее, Муа. Женщина, Мальчик. Прошлое, Депучин. Будущее, Ворон off. Темное, Кеплер Пуансо. Светлое. Как сказано в программке: "Все персонажи спектакля равнозначны, они - части одной личности, оттиски памяти ее подсознания. Каждая устремлена к поиску чего-то важного, но непреодолимо далекого". По словам Юрия Смекалова, его спектакль - продолжение размышлений, заложенных в романе. Какая сила предшествует человеку и определяет его существование? Как ее отыскать?
У каждого артиста есть свои поклонники, поэтому зал театра переполнен, не вместить всех желающих посмотреть спектакль, хотя премьеру играли три вечера подряд. Заняты: Игорь Колб - премьер Мариинского театра, Виктория Литвинова - в труппе Большого театра, Злата Ялинич - Мариинского, Александр Челидзе - хореограф, худрук мастерской современной хореографии Escabo, Владимир Варнава - известный танцовщик, хореограф, дважды лауреат премии "Золотая маска" и сам Юрий Смекалов.
Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела и поговорила с его создателями.
Юрий, нужно ли прочитать роман Лема перед посещением театра?
Юрий Смекалов: Наш спектакль - не инсценировка романа, это мой взгляд на произведение. Кинорежиссер Андрей Тарковский по-своему трактовал мысли, заложенные писателем, и это было вершиной артхауса в советское время. Для меня в этом романе было важно то, что Лем оставил "за кадром", между строк. Я убежден, что он рассуждал про Бога, про то, насколько человек способен оценивать себя единой крупицей в пространстве космоса.
Лем писал, что Солярис - это колыбель Бога. Космос сканирует генетическую память и дает возможность оказаться в прошлом, снова пережить эмоции, которые важны для человека. Сможет ли он справиться с этим, принять это? На мой взгляд, Лем говорил о прошлом, настоящем и будущем. Прошлого не существует, будущего нет, есть только настоящее.
У нас было желание назвать спектакль "Соль и рис". Соль и рис являются основными ингредиентами, стилизующими религии в Евразии, в христианстве и буддизме. Поэтому на сцене появилась звездная пыль, крошка, которая олицетворяет соль и рис.
Можно и не читать книгу перед походом в театр. Но я всегда за то, чтобы читать, развиваться, думать.
Какого зрителя ждете? Поклонников балета и не только?
Юрий Смекалов: Думаю, наш спектакль предназначен любителям современного искусства, современного танца, концептуальных решений и интересных идей. Наверное, не все поклонники балета поймут наш замысел, и не на них мы ориентировались. Это спектакль, который мы решаем пластическим образом. Перформанс. Для меня было важно соединить на сцене артистов разных направлений, школ - классического танца и современного балета. Здесь единение душ, мы можем сосуществовать друг с другом одинаково позитивно, любить классику и изучать современный танец. Это очень важно, ведь мир балета маленький, и лучше нести добро, чем сеять зло.
"Солярис" Тарковского - ваш любимый фильм?
Юрий Смекалов: Не сказал бы так. Скорее, книга Лема. Мне очень нравится фильм Кристофера Нолана "Интерстеллар", интересует все, что связано с космосом. Тема плодотворная - чтобы придумывать что-то на нее, размышлять.
Какую музыку решили использовать?
Юрий Смекалов: Совершенно случайно познакомились в общей компании с молодым парнем Бхимой Юнусовым, талантливым музыкантом. Я послушал его музыку, несколько песен, которые он сочинил, они зацепили меня. Понял, что только он должен написать музыку к современному балету на космическую тему. Ему всего 25 лет, без консерваторского образования, у него свое, очень интересное восприятие мира, жизни.
Для Бхимы Юнусова "Солярис" - дебют в театре.
- Я из Ульяновска, три года назад перебрался в Петербург, но много путешествую по миру, - рассказал музыкант. - Перед тем, как писать музыку к "Солярису", прочитал роман. Посмотрел фильм Тарковского, просто плакал над сценой невесомости, когда звучит музыка Баха… Я люблю балет. Смотрел в Мариинском театре "Медный всадник", который поставил Юрий Смекалов. Настолько сильный спектакль! Это сон наяву, красота.
Юрий рассказывал мне про настроение, что будут отражать те или иные движения, сцены, и уже под настроение я придумывал мелодии. Еще использовал музыку Вивальди, Баха, в своей версии. Была эмоциональная составляющая сцены, и мы об этом много говорили. Слушали музыку вместе с Юрием, обсуждали, подходит или нет она по ритмике, харизме.
В общем, шли путем проб и ошибок…
В антракте в фойе театра Бхима Юнусов играет на дудуке, гитаре, исполняет свои песни на английском языке. По задумке постановщика спектакля, пока на космической станции осуществляют перестановку декораций…
Юрий Смекалов в 1998 году окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Константина Шатилова). В 1998 -2009 годах - солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана. В качестве приглашенного солиста выступал в Михайловском театре, Варшавской национальной опере, в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона. В 2009 году приглашен в Мариинский театр.
С 2008 года работает как хореограф. В 2016 году в Мариинском театре осуществил постановку балета "Медный всадник", в 2017- балета "Пахита".
Лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит" в номинации "Лучшая мужская роль", ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории "Хореограф".