В Киргизии планируют поднять цены на телекоммуникационные услуги

Ценовая политика в сфере телерадиовещания с самого начала перехода Киргизии на цифровое телевидение (ЦТВ) вызывала у участников рынка много вопросов. Каждый пытался доказать свою правоту, но дальше разговоров дело не шло. Ситуация усугубилась в начале 2018 года, когда ОАО "Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания" (РПО РМТР), которое является одним из основных поставщиков коммуникационных услуг, объявило о намерении поднять цены на свои услуги. Телекомпании страны против этого.

Подсчитали, прослезились

Выступить посредником между участниками развернувшейся дискуссии попыталось министерство культуры, информации и туризма КР, которое и отвечало за переход Киргизии на ЦТВ. При этом в ведомстве признали, что ожидания от внедрения цифровых телевизионных технологий не оправдались. Во всяком случае в той мере, на которую рассчитывали чиновники.

По словам заместителя министра культуры, информации и туризма Айнуры Темирбековой, предполагалось, что новый формат телевидения уменьшит затраты на пользование телекоммуникационной сетью, что, в свою очередь, позволит сократить нагрузку на республиканский бюджет, из которого финансируется трансляция социального мультиплекса.

- Переход на ЦТВ должен был снизить расходы на технический компонент вещания, это бы уменьшило бюджетные затраты, но, вопреки нашим ожиданиям, они выросли, - посетовала Айнура Темирбекова. - Кроме того, как вы знаете, одной из задач реформы в сфере телерадиовещания было улучшение качества телевизионного контента. Мы пытались найти способы поддержать как его производителей, так и местные телерадиоканалы. Однако на сегодня у них много технических проблем, вдобавок они связаны необходимостью исполнять нормы законодательства. Я говорю об обязательном 50-процентном вещании на государственном языке.

Что же касается повышения тарифов РПО РМТР, то, как сказала Айнура Темирбекова, минкультуры неоднократно интересовалось, из чего складывается стоимость услуг по подаче сигнала через релейное оборудование для социального и коммерческого пакетов. Каков был ответ, зам-министра умолчала, лишь пояснила, что расценки утвердила специальная созданная правительством страны комиссия по внедрению ЦТВ на территории Киргизии.

За ценой не постоим

Местные телекомпании, которые в большинстве своем живут за счет рекламы, уже жалуются на неоправданно, по их мнению, высокую стоимость аренды радиорелейных магистралей. Из-за этого телевизионщики вынуждены поднимать цены для рекламодателей. А последние в поиске дешевого эфирного времени уходят к зарубежным телекомпаниям.

В свою очередь, РПО РМТР настаивает на том, что им катастрофически не хватает средств на модернизацию и содержание в надлежащем техническом состоянии оборудования.

Отстаивая свою позицию, генеральный директор акционерного общества Акылбек Сулайманкулов отметил, что "тарифная политика основана на социальном аспекте предоставления услуг телерадиовещания населению и разработана, исходя из фактических производственных и эксплуатационных затрат".

- С момента внедрения цифрового телевидения стоимость аренды сетей и предоставления других услуг не пересматривались, что противоречит сегодняшним реалиям, - отметил он. - Сейчас все дорожает, электроэнергия в том числе. Поэтому мы не можем продолжать работать по прежним тарифам. Расчетный тариф на 2018 год по проекту ЦТВ в три раза больше первоначального, но он еще не введен, и этот вопрос пока на стадии обсуждения. Ведь все прекрасно понимают, что вряд ли телекомпании смогут резко перейти на новые расценки и заработать деньги, чтобы покрыть свои затраты и удовлетворить наши технические требования.

В РПО РМТР пояснили, что методология расчетов учитывала все, начиная от затрат на годичное обслуживание релейных сетей, амортизацию старого и закупку нового оборудования и заканчивая заработной платой сотрудников. Все это делилось на продолжительность вещания в сутки, количество дней и каналов, учитывалась также их рентабельность. В среднем час вещания телекомпании в социальном пакете обходился в 2500 сомов. По новым тарифам стоимость возрастет почти до 4000. Коммерческий пакет, который стоил 100 тысяч, после повышения будет стоить 360 тысяч сомов в месяц.

Удар по контенту

Телекомпании Киргизии категорически не согласны с повышением стоимости подачи сигнала через релейное оборудование. Новые цены за услуги сетей, как считают телевизионщики, не оправдывают себя.

По мнению генерального директора Общественной телерадиовещательной корпорации, (КТРК) Илима Карыпбекова, если тарифы на услуги вещания будут расти, то это отразится на контенте не лучшим образом.

- Новый тариф скорее рассчитан на модернизацию ОАО "РПО РМТР", но никак не на уменьшение затрат телеканалов, - сказал Илим Карыпбеков. - Все понимают, что техника старая, необходимо ее обновлять, но почему же это должны оплачивать в полном объеме телекомпании? Это непосильная ноша, под ее бременем мы не сможем развиваться. Может, стоит какую-то часть затрат пересмотреть и уже потом вместе найти выход из создавшегося положения? Хотя бы попробовать поискать другие источники доходов.

Пока стороны выясняют, кто должен платить больше, телезрители жалуются на плохое качество трансляции - часто зависает "картинка", а то и вовсе появляется надпись "нет сигнала". В непогоду, дождь или ветер, телевизор вообще можно не включать, все равно он ничего не показывает. Максимум что могут сделать абоненты - передвинуть антенну, а когда они обращаются с жалобами, им советуют спилить деревья, чтобы не мешали прохождению сигнала.

Комментарий

Марианна Логачева-Шермур, независимый медиаэксперт

- Положение на самом деле критическое. Надо отметить, что из всех СМИ телевидение самое дорогое и затратное. Как такового прибыльного телевизионного бизнеса в республике практически нет. Зарабатывают копейки. Много средств уходит на содержание оборудования и зарплату сотрудникам, в то время как рекламный рынок с каждым годом все меньше и меньше. На всех пирога не хватает. На этом фоне поднятие арендной стоимости услуг РПО РМТР может лечь неподъемным бременем на плечи отечественных каналов.