"РГ" вспомнила лучшие фрагменты интервью Олега Табакова

После продолжительной болезни на 83-м году жизни не стало Олега Табакова. Актера театра и кино, режиссера, педагога, отца четырех детей. В нашей памяти навсегда останутся многочисленные роли, которые он сыграл в театре и кино. "РГ" вспоминает фрагменты интервью, данных Олегом Павловичем нашему изданию

Об актерском мастерстве

Видите ли, актерское ремесло - из тех ремесел, которые передаются только из рук в руки. Я играл на сцене с людьми, умеющими играть. С Женей Евстигнеевым, с Олегом Ефремовым, с Лилей Толмачевой...

Когда я вышел на сцену "Современника", мне был 21 год, а им по 30 лет и даже больше. И я научился. Сегодня же молодые актеры выходят на Основную сцену пять-семь раз в месяц. А должны выходить как минимум раз пятнадцать, только тогда их можно поставить на крыло.

О секретах

У меня четверо детей... Во мне четыре крови: русская, мордовская, украинская и польская... Я себя считаю пролетарием художественного труда. Высокооплачиваемым... Есть ли у меня секреты? А что, я произвожу впечатление дурака? Может быть, я не произвожу впечатление умного человека, но хитрого - уж точно.

О мечтах

В 64-м году у меня случился инфаркт, и я довольно рано понял, что такое смерть. Снимался по три картины в год, и возмездие было неотвратимо...

Мечтал ли я сыграть Отелло или Гамлета? Я хотел играть Полония... Были ли у меня неуспешные роли? Да нет, я как-то обходил их стороной...

О театрах

Не сможет бесконечно государство обеспечивать 550 театров. Это не по таланту России сегодня. Это называется "равенство всех в нищете". Так вот давайте начнем с этого: что вы сделали для того, чтобы помочь себе? А чего говорить: ах, как плохо! Все знают, что плохо. А кому хорошо? Умрут те, кто не может сопротивляться, кто не может бороться за право на жизнь. Не вижу в этом трагедии.

У меня довольно радикальные взгляды на систему помощи государства своим театрам. Помогать надо в первую очередь успешным, развивающимся, движущимся, меняющимся. Вот вы мне даете миллион государственный. И на следующий год надо мне помогать в прямой пропорции к тому, сколько я на этот миллион сам заработаю. Сколько я приращу.

Надо, разумеется, из этого соревнования сразу исключить оперные и детские театры. Это часть культуртрегерской программы. А нормальный драматический театр должен ответственно существовать. Но, серьезно говоря, если бы я знал ответ на ваш вопрос, наверное, я занимался чем-то другим.

Я только знаю то, что знаю. Я знаю, как помогать другим. Надо вынуть деньги из своего кармана и отдать. Это очень простая акция. Она далеко не всегда приводит к успеху. Потому что деньги тратятся, а дело не всегда делается.