- Замена лифтов, как и в прошлом году, будет проводиться в рамках региональной программы капремонта и коснется тех домов, взносы на ремонт которых аккумулируются на счетах регоператора - в так называемом "общем котле". Финансирование пойдет по прежней схеме - с трехлетней рассрочкой платежа, без дополнительной нагрузки на жителей, областной и муниципальные бюджеты, - пояснил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
Напомним, программа под условным названием "1000 лифтов" стартовала в 2016 году. На тот момент износ парка составлял почти 22 процента, замены требовали более 4000 подъемников. Для реализации проекта привлекли беспрецедентные инвестиции - два миллиарда рублей. Менее чем за год (с сентября 2016-го по май 2017 года) удалось перевыполнить план и обновить 1002 лифта. Затем к этой цифре прибавилось еще 114. Износ лифтового хозяйства снизился до 13 процентов, условия проживания улучшили более 120 тысяч свердловчан. Регион вошел в пятерку субъектов РФ с самым безопасным подъемным оборудованием.
Сегодня программа "1000 лифтов" признана одной из лучших российских практик в сфере ЖКХ: Минстрой РФ включил ее в число приоритетных ведомственных проектов и рекомендовал для тиражирования в других регионах. Но пока, по словам Николая Смирнова, ни один другой субъект на объем в 1000 лифтов в год не вышел - максимум 500-520.
Особенностью нового этапа стало то, что в нем наконец поучаствует единственный местный производитель лифтового оборудования. (Он, кстати, оснастил подъемниками реконструированный к ЧМ-2018 Центральный стадион.) До этого партнером Свердловской области в реализации программы был лифтостроительный завод из подмосковной Щербинки. Теперь правительство области поддержит заказами местную компанию, которой ранее помогало льготными займами или госфинансированием.
- Нам не так важно, откуда производитель, главное - чтобы он соответствовал предложенным критериям. Поскольку используем деньги собственников жилья, мы обязаны спросить их мнение. Кроме того, узнать у эксплуатирующих организаций, готовы ли они работать с лифтами новой для них фирмы, - поясняет Николай Смирнов. - Я специально встречался с директором екатеринбургской компании, представляющей собой, по сути, сборочное производство. Мы поставили условие - создать в столице Урала базу обменных материалов, чтобы, если лифт сломается, в кратчайший срок можно было его починить, а не ждать поставки деталей из других регионов.