Еще на этапе подготовки вступающий документ вызвал бурные споры среди общественности. Против него выступили минкультуры, Росархив, минюст и ФСБ. Были опасения по поводу бесконтрольности вывоза. Особенно это касалось ценностей моложе 100 лет. Ведь на Западе исключительно высоко ценятся произведения русского авангарда и соцреализма.
Окончательная редакция вроде бы сняла часть претензий. Был оставлен запрет на вывоз культурных ценностей, перешагнувших столетний рубеж. А также уточнены правила вывоза того, что было создано менее века назад. В этой части закон содержит отсылку к праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Нормы ЕАЭС дают право вывозить без разрешительных документов за рубеж ценности, созданные не более чем 50 лет назад. До дня вступления в силу межправительственного соглашения, регулирующего порядок перемещения культурных ценностей между государствами - членами ЕАЭС, на все ценности, независимо от возраста, будет распространяться разрешительный порядок вывоза. То есть если вещь представляет культурную ценность, физическому лицу придется получать разрешение на ее вывоз в минкультуры, юрлицам такой документ будет выдавать минпромторг.
При этом в законе прописан перечень того, что вывозить из России нельзя. Это произведения из музейного фонда (в том числе находящиеся в частной собственности) и из архивного фонда, археологические предметы, а также культурные ценности, имеющие особое значение. В последнюю категорию, например, попали художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года.
Один из авторов документа, первый зампред Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова отмечает, что основной целью поправок было облегчить не вывоз, а ввоз, в том числе временный. До сих пор иностранцам ввезти культурные ценности в Россию на короткий срок - например, доставить купленную картину русского художника для проведения экспертизы на родине автора - было намного проще, нежели россиянам. Теперь такое неравенство устранено.
"Это было сделано для того, чтобы собственники произведений искусства, которые оказались под западными санкциями, смогли ввезти их в страну, не опасаясь, что принадлежащая им вещь будет изъята или попадет в иные фонды. Иначе есть риск, что ряд культурных ценностей могут навсегда остаться в заложниках какого-нибудь европейского банка", - пояснила Казакова. Собеседница "РГ" уточнила, что если в процессе применения нового законодательства риски для вывоза культурных ценностей все же возникнут, правила будут ужесточены.
Музейное сообщество и антиквары признают, что прежняя схема вывоза культурных ценностей была не самой лучшей. Профильный закон был принят еще в 1993 году, и хотя с тех пор он постоянно менялся, из-за достаточно жестких требований внутренний арт-рынок оказался замкнут сам на себя.
"Вывезти или ввезти произведение искусства для продажи очень сложно. В Лондоне цены растут, а у нас оценщики пользуются ценами десятилетней давности", - говорит вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Марина Молчанова. По ее мнению, в своей нынешней форме закон по-прежнему не панацея, тем не менее его либерализация должна помочь развиться частным инициативам.
Негосударственные музеи получили несомненную выгоду от последних изменений в законодательстве. Теперь при временном ввозе и вывозе культурных ценностей они уравнены в правах с госмузеями и могут делать все это бесплатно.
Среди других достижений - закрепление в правовом поле понятия "культурная ценность", которая попадает в категорию движимого имущества (товара, предмета), имеющего историческое, художественное, научное и иное культурное значение.
Кроме того, законом прописано создание Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями, куда войдут антиквары, галеристы и представители государственных музеев.
Однако Молчанова обращает внимание на некоторую несогласованность закона с другими документами - Таможенным и Налоговым кодексами. В частности, положения об освобождении от НДС при ввозе культурных ценностей составлены таким образом, что участники рынка затрудняются с их трактовкой. Распространяются ли они на ввоз с целью продажи и на юрлиц? Им раньше нужно было уплатить 18 процентов от стоимости произведения.
Физлица, ввозящие культурные ценности для личного пользования, освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Представитель МКААД также отмечает, что в законодательстве для ввезенных товаров отсутствует способ изменения режима пользования с личного на коммерческий. Еще большая проблема возникает при временном вывозе произведений искусства на международную выставку-ярмарку. В случае продажи ценный товар придется вернуть в Россию и переоформить режим вывоза с временного на постоянный.
По имеющимся у "РГ" сведениям, основной закон еще будет сопровождаться нормативными актами, которые сейчас готовит минкультуры.
Оксана Ильзина, специалист по альтернативным инвестициям:
- Активное развитие арт-рынок в нашей стране начал не ранее 1975-1980 годов. А новые финансовые возможности и доступ к мировому рынку искусства, открывшиеся для коллекционеров в 1990-х годах, сделали главными покупателями произведений именно частных лиц. И чаще всего - банкиров.
Однако их кредитные организации не оказывали своим клиентам услуг арт-банкинга, и в целом старались держаться в стороне от арт-рынка - слишком рискованного, особенно в отсутствие талантливых управляющих, которые должны обладать одновременно искусствоведческим и экономическим образованием.
Нужно отметить, что ситуация постепенно меняется и банки в России шаг за шагом стремятся к повышению качества и разнообразию предоставляемых услуг, появляются грамотные арт-консультанты. Но опасения выдать кредит под поддельное произведение или ошибиться в прогнозах пока слишком велико для полноценного быстрого развития сектора. Сам арт-рынок в России пока также остается слабо регулируемым и непрозрачным, и только с его развитием возможен настоящий прорыв для арт-банкинга.