В США обанкротился старейший производитель оружия "Ремингтон"

Великая и старейшая американская компания "Ремингтон" - банкрот. И это при том, что недавно в США прошел процедуру банкротства еще один культовый производитель оружия - "Кольт". Долги "Кольта" достигли около трети миллиарда долларов, и выжил он лишь благодаря тому, что его владельцы быстро спохватились. "Ремингтон" задолжал миллиард, и его будущее в руках кредиторов.

Импортная трехлинейка

Логичный вопрос: какое нам дело до оружейных бед США?

Постановка правильная, но дело нам до этого все-таки есть. Даже если вы убежденный пацифист и не любите оружие. Но все мы были детьми, зачитывались романами и бегали в кино на "Унесенных ветром", "Всадника без головы", "Бонни и Клайда". И даже девчонки слышали о Colt, Smith & Wesson и Remington.

Последняя - не только легенда Америки, но и страница нашей истории.

В разгар Первой мировой возник дефицит винтовок для армии. Для восполнения потерь нам нужно было ежемесячно получать 200 тысяч трехлинеек. Все три российских завода - Тульский, Ижевский и Сестрорецкий - работали на износ, но за весь 1914 год выпустили 277 тыс. Производство удалось увеличить (в 1915 году - 858 тыс., в 1916-м - 1,3 млн), но потери росли, и оружия не хватало.

Винтовки заказали во Франции, Англии и США.

В частности, "Ремингтон" и "Вестингауз" до весны 1917 года должны были изготовить по 1,5 млн и 1,8 млн трехлинейных винтовок обр. 1891 года "русского чертежа" (так их тогда называли).

Оба производителя завалили контракт. До революции в Россию ввезли лишь 630 тыс. винтовок американского производства, еще 245 тыс. винтовок Remington отправил белогвардейцам во время Гражданской войны. Часть трехлинеек осталась в США. Ими вооружили подразделения Национальной гвардии и центры подготовки резервистов, а также Экспедиционный корпус США, высадившийся в Архангельске.

Русский стандарт

Сегодня в это трудно поверить, но русские военные эксперты тех лет считали, что американцы не в состоянии сделать качественное оружие. Смешно? А между тем все так и было: в Америку откомандировали крупного специалиста по оружию генерал-лейтенанта Анатолия Залюбовского. О компании "Вестингауз" генерал с горечью писал: "У нас нет средств заставить завод делать годные ружья". В отношении "Ремингтона" эксперт был менее категоричен. Считал, что с ее винтовками в принципе можно воевать. Если довести их до ума в русских оружейных мастерских.

Комизм в том, что сегодня оружие, на ствольной коробке которого есть надпись Remington - ценность и (из-за санкций) раритет. В России есть клубы любителей "Ремингтона": например, помповика "Model 870" и винтовки 700-й серии. Оба считаются эталоном надежности и качества.

И как тогда прикажете понимать приговор-наказ царского генерала о том, что "из Америки годных винтовок не получить"?

Парадокс вполне объясним. Дело не в том, что оружие имело изъяны. Это случается. К слову, одна из причин банкротства "Ремингтона" - его клиенты по суду обязали компанию устранить дефект ударно-спускового механизма на 7,5 млн винтовок, что заметно добавило компании долгов.

Просто при царе наши стандарты качества были крайне высоки.

4,3 миллиона - столько в России владельцев оружия. Тенденция: количество вооруженных россиян стабильно сокращается (за последние семь лет таковых стало меньше на 900 тысяч), а число единиц оружия в домашних арсеналах - увеличивается

...Трудно поверить, но было время, когда завод Ремингтона уже начал переезжать... в Россию! В 1916 году из американского Бриджпорта предприятие начали перевозить в Екатеринослав. "Ремингтону" снизили заказ с 1,5 млн до 1 млн винтовок, а оборудование - 6,5 тыс. станков и механизмов - начали передавать русскому правительству. Под Екатеринославом специально для этих целей купили 1229 десятин земли (13,4 тыс. га), и в 1917 году завод на ремингтоновских станках должен был выпускать до 4 тыс. трехлинеек в сутки.

Но в 1917-м случилась революция. Часть станков продали за бесценок в США, другие отправили в Турцию и Сербию.

Еще постреляем

"Ремингтон" подкосили не только судебные иски, но и психопаты, устраивающие резонансные расстрелы. Собственно, здравомыслящий покупатель понимает, что нет вины компании в том, что сумашедший использовал ее ствол.

Но чтобы избежать банкротства, нужны инвестиции. А инвесторы не любят вкладывать в бизнес, чей бренд упоминается в негативном свете.

И последняя капля: за прошлый год американцы купили оружия "Ремингтон" на 27% меньше, чем годом ранее...

Естественно, напрашивается сравнение: а как поживают российские оружейные компании?

У нас крупных производителей традиционно поддерживал гособоронзаказ. А сейчас наша армия закупает автоматы и пулеметы.

Что касается гражданского оружия, то здесь все определяется строгостью национального оружейного законодательства. Наши законы по мировым меркам - средние. Грядут ли желанные послабления (увеличение числа стволов для физлиц, сроков лицензий с 5 до 10 лет и т.д.) - неизвестно. Но рынок стрелкового оружия активно насыщается. Есть чем гордиться: собранная в России винтовка "Сумрак" поражает цели на 3,4 км. Частная компания в Москве производит приличный ассортимент - от пистолетов до винтовок - по мировым стандартам. Это важно, т.к. в перестроечные годы качество охотничьего оружия изрядно падало.

А чтобы нивелировать строгости законов, оружейные компании предлагают оригинальные идеи. Например, карабины на базе систем Мосина, СКС и автомата Калашникова под патрон .366 ТКМ. Формально - это гладкоствольное оружие, но на дальности до 100 метров по кучности и баллистике близко к нарезному. 9,55-мм пуля проходит участок с нарезами (называется "парадокс"), что дает необходимую стабилизацию на траектории. Закон "Об оружии" допускает в гладкоствольном ружье нарезы до 140 мм.

Еще есть Lancaster. Назван в честь создателя - британского оружейника Чарльза Ланкастера. Вращение пули здесь обеспечивает овально-винтовой профиль ствола.

Изюминка в том, что "Парадоксами" и "Ланкастерами" может владеть любой, кто пройдет медкомиссию и сдаст экзамен по безопасному обращению с оружием - без 5-летнего стажа, который необходим для лицензии на заветный нарезной ствол.

Что же до степени вооруженности населения, то догнать и перегнать Америку нереально. У наших граждан на руках 6,6 млн легальных стволов, в США - свыше 357 млн. Удивить мир можем только тенденцией. А она для нас пока благоприятна. Пока их "Кольт" и "Ремингтон" отбиваются от кредиторов, Калашников и ряд оружейных компаний переоснащают заводы и набирают обороты.

Да и "Ремингтону" желаем здоровья. Если будет совсем плохо, то пусть переезжает к нам. Дата подходящая: ровно сто лет, как начали было передавать завод российскому правительству.

Конкретно

Оружие Remington использовали и против злодеев, и сами злодеи.

В 1934 году в Луизиане рейнджеры из винтовок Remington Model 8 расстреляли машину с гангстерами Бонни и Клайдом. Ее создал Джон Браунинг, продавший патент компании "Ремингтон". Голливуд прославил всех: и рейнджеров, и гангстеров, и "винтовку возмездия".

Кстати, у бандитов Бонни Паркер и Клайда Бэрроу в арсенале тоже был "Ремингтон" - обрез гладкоствольного Remington M11.

Сравним

Первую мировую войну Россия встретила, имея в армии и в арсеналах 4,6 млн современных винтовок. Этого было мало, поэтому стали срочно закупать трехлинейки за границей, в том числе у "Ремингтона" (на фото справа).