"Кролик Питер": превращение детской классики в историю о звериной ОПГ
Несмотря на радикальное изменение бытовых реалий за истекший век, мир Поттер понятен и современному ребенку. Но если говорить о новом фильме "Кролик Питер" (Peter Rabbit) Уилла Глака, редкий взрослый, знакомый с первоисточником, сможет без содрогания досмотреть его до конца. А найти в нем достоинства смогут только те, чей ежедневный рацион составляют пошлые американские бытовые комедии, диалоги в духе героинь "Секса в большом городе" и самая ядовитая накипь бессмысленных боевиков.
Если вам хочется, чтобы главное, что ребенок вынесет из знакомства с кроликом Питером, было примерно следущее: самое лучшее применение моркови - засунуть ее в задний проход неприятному человеку, камням - прицельно бить ими в область промежности, ежевике - накормить ей аллергика для провоцирования асфиксии, а также то, что соски по форме похожи на пуговицы, и их иногда можно спутать, - тогда вам действительно необходимо осуществить семейный просмотр сего шедевра. В противном случае делать этого не стоит. Показанное на экране представляет собой самозабвенное, упоительное издевательство над оригиналом, который вряд ли удастся после этого снова открыть, полностью отрешившись от полученных впечатлений.
Начинается киноповестование не вполне невинно, но в свете всего представленного зрителям, достаточно миролюбиво. Сирота Питер вместе со своей многочисленной кроличьей родней в очередной раз осуществляет облаву на сад не особо приятного Мистера МакГрегора, у которого после погони прямо посреди грядок развивается инфаркт, достаточно быстро сводящий его в могилу. Обитатели полей и лесов не довольствуются бессистемным разграблением сада, беспрепятственно проникают в дом и устраивают в уютном жилище форменный свинарник. Когда обнаруживается, что у дома есть новый хозяин, племянник почившего Томас МакГрегор, заносчивый лондонский юноша, недавно изгнанный за дебош на рабочем месте из детского отдела фешенебельного лондонского магазина Harrods, возмущению животных нет предела.
И далее происходит очень умелая подмена понятий. В этом, наверное, заключается единственное, хотя и сомнительное обстоятельство, которое позволяет досмотреть фильм до конца. Кролики позиционируются как исконные жители земли, на которую без спроса пришли люди со своими законами, кадастровым делением участков, каменными строениями и прочим. И даже несмотря на то, что, по идее, предмет вожделения кроликов (и других животных, эпизодически появляющихся в качестве героев) - плоды сельского хозяйства, сознательной деятельности людей, столь бесцеремонно посмевших нарушить идиллию их существования, именно человекообразные (в данном случае - МакГрегор-младший) - враги по умолчанию.
Люди должны убраться со священной земли восвояси, в Лондон или куда подальше. Безвозмездно оставив, правда, все плоды своей многолетней трудовой деятельности кроликам. А то, что на смену одному владельцу, скорее всего, придет другой, им неважно. Главное - угнетатель должен уйти прямо сейчас, а лучше - умереть насильственной смертью.
Но, понимаете ли, к этим зверькам надо, надо проявлять толерантность, уважать их желания (в том числе и явно противозаконные) они же кролики - нашептывают сценаристы. У них есть право. Они могут донимать законного квартиранта как им в голову взбредет, и это должно быть безнаказанно. Потому что любой отпор - это, на минуточку, жестокое обращение с животными. И у них есть защитники - как, например, ровесница МакГрегора Биа (Роуз Бирн), бьющая себя в грудь активистским кулаком, рисующая редкостно безвкусную мазню и читающая бесконечные нотации Томасу. Правда, и ее испортил пресловутый булгаковский вопрос - как только непотребство случается в ее доме, все сантименты напрочь забываются, и Питер молниеносно вышвыривается за уши наружу. А уж о том, чтобы поселить столь любимых пушистиков у себя, нет и речи, любить их надо креативно, на расстоянии, упиваясь при этом своей просвещенностью и отзывчивостью.
Что забавно, от самих кроликов демонстрации всеобъемлющей толерантности никто не требует - им дозволяется пренебрежительно фыркать и отпускать дискриминационные шуточки в адрес грызунов, заявляя во всеуслышание, что они этим жалким существам - не ровня.
На протяжении более полутора часов на экране царит кутерьма и неразбериха - оживший разом пантеон животных из всех сказок бесцельно мечется туда-сюда, демонстрируя синдром гиперактивности и дефицита внимания. Далеко не идеальный Томас МакГрегор и кролики, явно пользующиеся симпатией создателей, красочно и изуверски друг друга изводят. Особое удовольствие съемочной команде почему-то доставляет повторение одних и тех же трюков по пять-шесть раз.
Вообще, визуально фильм удивляет обилием насилия - персонажи то и дело отлетают метров на пять от ударов током, мутузят друг друга, взрывают динамитом, прищемляют мягкие части тела охотничьими капканами, ну а ответ на вопрос маленького крольчонка о том, сколько у него ребер, завершается феерией - если, положим, тринадцать, то можно спокойно летать через поручни лестницы, все равно в запасе еще несколько целых штук. Что ушастое создание, собственно, и делает. Но если и это вдруг не производит должного эффекта - в ход идут адский воробьиный рэп, пошлые намеки и откровенно не смешные шутки, повторяющиеся по нескольку раз (некоторые из них, вроде оленя, вопрошающего: "Где огоньки?" непереводимы, так как примитивный юмор основан на идиоме английского языка). Вопрос о том, на какую аудиторию рассчитан фильм (в России его рейтинг - 6+), остается без ответа, так как не каждый взрослый выдержит все это без приступа острой головной боли и тошноты.
Еще одна монетка в копилку кроликам благодаря великодушию создателей: ушастые упорно вершат свое криминальное дело сплоченно и едино, в то время как мир людей показан разрозненным и еще более уродским. Новый жилец и его соседка даже испытывают что-то друг к другу, но их общение ограничивается обоюдным унижением, обесцениванием, упреками и попытками возвыситься над другой стороной, выставив ее в плохом свете.
Кролики за всем этим наблюдают с жадностью компульсивных вуайеристов, отпуская сальные шуточки в их адрес, высмеивая двуногих, которых ни во что не ставят, - ни свою защитницу (она лишь удобная ширма и бесплатное средство защиты от гнева со стороны других людей), ни, естественно, хозяина участка. И опять же - нам всячески показывают, что они имеют полное на то право.
Спасти этот фильм не удалось ни Доналу Глисону, ни Джеймсу Кордону, чей голос напрягался, такое впечатление, до предела, едва поспевая за форменной истерикой своего героя, кролика Питера, ни чудесам 3D-анимации. Единственное светлое пятно - несколько кадров, на которых представлены традиционные иллюстрации, изображающие родителей героев фильма. Но для съемочной команды это, как оказалось, уже отживший свой век материал, зато все еще годный бренд, ценный накопленной капитализацией. Изначально эмоциональной и только во вторую очередь - финансовой. Но это уже другая история. И место ей, как и раньше, в книге, но не на экране.
1