Новый худрук в МХТ им Чехова Женовач: Революций в театре не будет

Вчера вечером министр культуры Владимир Мединский подписал приказ о назначении режиссера Сергея Женовача новым художественным руководителем МХТ им. Чехова, который вступит в силу 23 апреля - в первый понедельник после сорокового дня с ухода Олега Павловича Табакова.

После того как художественный руководитель петербургского Александринского театра Валерий Фокин (кандидат номер один на эту должность, с кем вели переговоры) официально отказался возглавить МХТ и свои голоса отдал в пользу Женовача, кандидатура последнего была поддержана на совете руководителей ведущих театров и театральных ВУЗов России в министерстве культуры. В совет вошли Лев Додин (МДТ-Театр Европы), Валерий Фокин (Александринка), статс-секретарь - замминистра культуры Александр Журавский, председатель СТД Александр Калягин, Римас Туминас (Вахтанговский театр), Евгений Писарев (Театр им. Пушкина), Юрий Кравец (директор и и.о.худрука МХТ), актер Владимир Машков, с чьим именем связывают будущее Театра-студии Олега Табакова и его театральный колледж, Игорь Золотовицкий (ректор Школы-студии МХАТ), Евгений Князев (Театральный институт им. Щукина), Борис Любимов (Щепкинское училище), Григорий Заславский (ГИТИС).

Как заметил Мединский, к власти Женовач тоже совсем не рвался. "Я перед вами как обнаженный абсолютно, - признавался режиссер, которому теперь предстоит совмещать две руководящие должности - в МХТ и СТИ (Студии театрального искусства). - Я счастлив работать там, где я работаю сейчас. Но я понимаю, что такие предложения поступают только раз в жизни".

Времени на обдумывание у него было - только сутки. Как он их провел - Сергей Женовач рассказал "РГ" после итогового заседания, определившего дальнейшую судьбу Московского Художественного театра.

Сергей Женовач: Для меня это было неожиданностью. Потому что у меня последнее время очень интересно складывалась судьба и жизнь в Студии театрального искусства. Это театр, который мы сами придумали, где работает много поколений моих учеников, где я получаю большое удовольствие и радость, сочиняя спектакли. И как-то все вроде так спокойно было… И вдруг возникает предложение - сегодня третий день, как я его услышал. А обдумывать его было можно только сутки.

РГ: Вы спали эти три дня?

Сергей Женовач: Немножко… Да, ситуация непростая. Как и всегда, когда происходят перемены. Но самое главное, я очень благодарен коллегам, которые мои сомнения в чем-то даже не рассеяли, а, наоборот, как-то подкрепили. И дали энергию, чтобы делать что-то по-своему. На мое решение повлияло то, что рядом сидели люди, которых уважаешь, у которых учишься. Всегда говорят, что режиссерский цех - такой разрозненный, каждый думает только о своих спектаклях, о своих проблемах и делах, и когда ты чувствуешь, что есть понимание, поддержка, это дает огромные силы. Потому что режиссерская профессия действительно трудная, сложная, - на самом деле не человек руководит театром, а театр руководит человеком.

Я четко понимаю, что, если за это дело браться, нужно, прежде всего, только спокойствие. Я - за эволюционный путь. Есть память большого мастера. Не прошло еще сорок дней. Я буду пока ходить смотреть спектакли, встречаться с людьми, общаться, думать. Все планы, которые задумал Олег Павлович Табаков и его команда, должны воплотиться. Те спектакли, которые репетируются, должны выйти. А новый сезон уже будем сочинять, думать. Здесь возникли страхи, что в Камергерский переулок придет Студия Женовача и всех вытеснит, - это неправда. Студия останется автономным авторским театром Сергея Васильевича Женовача и Александра Давидовича Боровского, и Московский художественный театр и СТИ - это две разные структуры. Поэтому здесь никакого слияния не будет.

РГ: Ваши планы в Студии театрального искусства будут корректироваться в связи с новым назначением? "Три сестры", которые вы сейчас репетируете, выйдут?

Сергей Женовач: "Трех сестер" мы должны выпустить в конце мая, надеюсь. Мне хотелось бы завершить эту работу. А дальше - есть опытные режиссеры в театре, есть еще среднее поколение режиссеров, я же заведую кафедрой режиссуры, и вижу не только своих учеников, но и учеников Олега Львовича Кудряшова, Евгения Борисовича Каменьковича, Леонида Ефимовича Хейфеца. Есть толковые ребята, возникает интересная среда. Мне кажется, Художественный театр может дать им возможность экспериментировать, пробовать, ошибаться, - так было и при Олеге Павловиче Табакове, и при Олеге Николаевиче Ефремове. То есть сейчас надо не торопясь, не спеша найти медленный, постепенный пусть развития театра. Есть люди, есть судьбы, и здесь надо быть очень внимательным и острожным. Раскрыть потенциал, который в театре есть. А дальше заниматься его развитием.