- Для нас привычной является картина мизерных компенсаций морального вреда. Потому что всегда был взгляд, что моральный вред невозможно определить материально, - сказал Виктор Момотов.
- Но общество меняется. Я полагаю, мы подошли к тому рубежу, когда и компенсация морального вреда должна быть не пять, не 10 и не 25 тыс. рублей, а гораздо больше, чтобы эта сумма как-то могла бы сгладить страдания. Такое важное мнение он высказал на первой встрече в Клубе имени Замятнина по теме "Справедливость как правовая категория".
Новый клуб ставит целью поддержку и продвижение инициатив по развитию судебной системы России и повышению значимости правосудия. И не просто поднимать проблемы, а непосредственно их решать.
Виктор Момотов отметил, что за последние годы судебная система России серьезно изменилась по сравнению с советскими временами, но в ряде вопросов она стоит "одной ногой в советской системе". Один из таких вопросов как раз и составляют компенсации морального вреда. По словам Виктора Момотова, компенсация должна быть "соразмерной причиненным страданиям, тогда общество само придет к выводу, что решение справедливое".
Как же изменить ситуацию? Как сказала в беседе с "РГ" адвокат Ирина Фаст, в законодательстве сегодня отсутствуют объективные критерии "разумности и справедливости", поэтому единственное, чем могут руководствоваться суды при взыскании компенсаций, это субъективное понимание этих критериев.
"Вариантов, что с этим делать, на самом деле немного, - говорит она. - Наш суд де-юре является независимой ветвью власти и свободен в принятии решений. В первую очередь нуждается в изменениях внутреннее правосознание тех, кто принимает описанные выше решения".
При этом в экспертом сообществе давно обсуждается идея ввести какие-то объективные критерии, на которые судьи могли бы ориентироваться.
Должна ли быть твердая шкала, убийство стоит столько-то, день в тюрьме по напрасному обвинению - столько-то? В судейском сообществе преобладает мнение, что таких четких тарифов быть не может, каждый случай индивидуален.
С этим согласны и многие представители науки. Однако с некоторыми оговорками. Некоторые эксперты, с которыми беседовал корреспондент "РГ", допустили, что могут (и даже должны!) существовать какие-то рекомендации, и в этих рекомендациях можно указать какие-то ориентировочные суммы. От и до.
Разработка конкретных шагов может стать одним из проектов Клуба имени Замятнина. Как сказал в беседе с корреспондентом "РГ" председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, ассоциация готова подключиться к этой работе.
"Безусловно, необходимо принимать меры для повышения размеров компенсаций, особенно назначаемых судами при гибели человека", - сказал он.
Недавно было проведено исследование практики выплаты компенсации морального вреда за гибель человека или ущерб здоровью. Средние суммы составили от 70 до 140 тысяч рублей.
При этом в практике судов встречаются суммы взысканных компенсаций за гибель близкого родственника в размере 5 тысяч рублей и даже тысячу рублей за причинение вреда здоровью.
Да, в последнее время появились решения, где размеры компенсационных выплат за моральный ущерб могут составлять несколько миллионов рублей. Но таких решений пока единицы.
Руководитель пресс-службы Верховного суда РФ Павел Одинцов обратил внимание, что судебная система активно развивается и внедряет новые подходы, но многое зависит и от уровня развития законодательства.
"Суд это правоприменитель, который действует в рамках существующего закона", - сказал он. Поэтому для решения некоторых вопросов, возможно, потребуются законодательные инициативы.