В Москве начинается IХ фестиваль Мстислава Ростроповича

На этой неделе в Москве начинается важнейший фестиваль-посвящение, в названии которого нет слов "памяти" или "имени", группа московских интеллектуалов выдаст ироничный поп в домашних халатах, а бывший санитар морга поделится хрипатым блюзом, о’генриевскими интермедиями и Томом Уэйтсом в сердце.

Кто играет: Симфонический оркестр Берлинского радио (дирижер Томас Сондергаард), солист Пабло Феррандес.

Что играет: С. Прокофьев - Любовь к трем апельсинам (симфоническая сюита), Симфония-концерт для виолончели с оркестром, Симфония № 7.

Почему идти: Символично, что в названии Международного фестиваля Мстислава Ростроповича нет слов "памяти" или "имени": во время концертов ощущается незримое присутствие маэстро. Значит, играть здесь должны лучшие, и это действительно так. Очередное тому подтверждение - открытие девятого по счету фестиваля, где сошлись немецкий оркестр с почти столетней историей под управлением сенсационного датского дирижера и испанский вундеркинд-виолончелист, прямо наследующий Казальсу и косвенно - Ростроповичу.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 27 марта; 500 - 6 000 руб.

Кто играет: Камерный оркестр "Вена-Берлин" (дирижер Райнер Хонек), солист Готье Капюсон.

Что играет: В.А. Моцарт - Симфония № 10, Серенада № 13 (Маленькая ночная серенада), Симфония № 29, Й. Гайдн - Концерт № 1 для виолончели с оркестром.

Почему идти: Будучи музыкантами, что называется, от Бога, солисты двух лучших симфонических оркестров мира - Венского и Берлинского - чувствуют венских классиков словно изнутри и умеют находить что-то свое даже в самых заигранных сочинениях (таких, например, как "Маленькая ночная серенада" Моцарта). Изящество и блеск Камерного оркестра "Вена-Берлин" в соединении с искрометными соло Готье Капюсона взаимно усилятся, создавая ощущение свежести и чистоты эмоций.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 29 марта; 500 - 6 000 руб.

Кто играет: Российский национальный оркестр (дирижер Пьер Карло Орицио), солист Михаил Плетнев.

Что играет: П. Чайковский - Ромео и Джульетта (увертюра-фантазия), А. Скрябин - Концерт для фортепиано с оркестром, Н. Римский-Корсаков - Шехеразада (симфоническая сюита).

Почему идти: Михаил Плетнев, выдающийся пианист и один из любимых коллабораторов М. Ростроповича последнее время редко садится за рояль, уступая свое место за дирижерским пультом РНО другим. А потому каждый концерт такого рода - сенсация. Волшебные пальцы маэстро искусно заплетут прихотливые скрябинские соло, а дирижер Пьер Карло Орицио соединит итальянский темперамент с русской программной классикой.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 1 апреля; 500 - 7 000 руб.

Кто играет: Оркестр и хор KlangVerwaltung (дирижер Энох цу Гуттенберг), Мюнхенский хор мальчиков, солисты Сибилла Рубенс, Ингеборг Данц, Даниэль Йоханнсен, Мауро Петер Самуэль Хассельхорн, Томас Ласке.

Что играет: И. С. Бах - Страсти по Матфею.

Почему идти: Грандиозное вокально-симфоническое сочинение Баха прозвучит на фестивале Мстислава Ростроповича - все 78 номеров, без купюр. Да, это испытание даже для натренированного меломанского уха. Но оркестр и хор KlangVerwaltung несмотря на строгое название (нем.- "Управление звуком") ничуть не стеснены средневековой аскезой, избегают исполнительских штампов и не сдерживают живых эмоций. На сольные партии приглашена плеяда европейских вокалистов, имена которых ласкают слух, а Мюнхенский хор мальчиков позволит воспарить к самым вершинам баховского творения.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 2 апреля; 200 - 3 000 руб.

Кто играет: Группа "Несчастный случай".

Что играет: Рок-н-ролл, джаз, авторская песня.

Почему идти: Выросшая из недр Студенческого театра МГУ группа "Несчастный случай" на всю жизнь сохранила страсть к театральным эффектам, да и сам Алексей Кортнев до сих пор мыслит себя скорее как актер. На знаменитых "Халатных концертах" его лицедейскому таланту есть, где развернуться. В полном соответствии с названием шоу, Кортнев сотоварищи облачатся в затрапезные халаты и выдадут свой ироничный джазоватый поп, перемежаемый живым общением с залом, в котором витает неистребимый дух капустника.

Где, когда, сколько: Концертный зал ЦДХ (Москва); 30 марта – 1 апреля; ТЮЗ (Санкт-Петербург); 7-8 апреля; 1 000 – 4 900 руб.

Кто играет: Группа Billy's Band.

Что играет: Музыкальные спектакли "Блюз в голове" и "Игры в Тома Уэйтса".

Почему идти: Надев шляпу, фасон которой подсмотрен у Чарли Чаплина, бывший санитар морга Вадим Новик, перевоплощается в пропитого и прокуренного ковбоя Билли, готового неспешно поделиться историями из своей жизни. Музыкальные спектакли "Блюз в голове" и "Игры в Тома Уэйтса" разубедят даже скептиков, считающих, что Billy’s Band уже надоели со своим хрипатым блюзом, о’генриевскими интермедиями и всем известным калифорнийским певцом в сердце.

Где, когда, сколько: "Гоголь-центр"; 30-31 марта; 2 500 - 4 500 руб.

Кто играет: Группа Lumen.

Что играет: Русский рок.

Почему идти: Первым хитом уфимской панк-группы Lumen стала песня "Сид и Нэнси" с милым сердцу всякого юного максималиста рефреном "мы с тобой не доживем до пенсии, как Сид и Нэнси". Насчет пенсии судить рано, но до 20-летия команда благополучно дожила и голос ее солиста Тэма - Рустэма Булатова по-прежнему звучит искренне. Слушая его, веришь, что Lumen не подглядел свою музыку на MTV и не синтезировал ее из актуальных жестких жанров. Что она идет, извините за выражение, от души. Группа, которая сама спотыкается и сама встает - не столь уж частое явление в эпоху победившего гладкого мейнстрима. Стоит посмотреть.

Где, когда, сколько: Клуб Adrenaline Stadium; 30 марта, 1 800 - 4 500 руб.