"Балтийский дом" показал премьеру по "Театральному роману"

Театр-фестиваль "Балтийский дом" канун Дня театра отметил спектаклем по булгаковскому "Театральному роману". Актера и режиссера Леонида Алимова только что пригласили на должность главного режиссера в Театр имени Комиссаржевской, так что его спектакль на сцене родного "Балтдома" прощальный поклон коллегам.

Алимов постарался максимально сохранить оригинальный текст, и это, пожалуй, лучшее в спектакле. Правда, ровно поэтому постановка получилась перенасыщенной монологами, с которыми справляются не все артисты. Так Ликоспастов (Сергей Ионкин), Бондаревский (Андрей Тенетко) слишком много и однообразно кричат, желая показать "безумие" мира, в который пытается войти главный герой. Донельзя комические у Булгакова, здесь эти сцены (особенно в первом действии) не вызывают ничего кроме изумления. Чем же так прельщает героя это сладостное погружение в театральное закулисье? Пытаясь "наддать юмора", артисты усердно комикуют, отчего их персонажи кажутся порой одинаково и надсадно ненормальными (особенно грешит этим Мария Лысюк в роли Торопецкой).

Второе действие, однако, многое проясняет в замысле режиссера и примиряет зрителя с помарками первого акта. Замечательно сыграна сцена в гостях у Станиславского (простите, у Ивана Васильевича, основоположника театра, роль которого блестяще исполнил Анатолий Дубанов): Алимову удивительно точно удалось передать всю сложность коллективного творчества. Смешно, порой страшно, трогательно и крайне заразительно: каждый ведет свою партию, ориентируясь только на свои мотивы. Особенно хороша Наталья Попова в роли престарелой актрисы Настасьи Ивановны. Когда, распевая "Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног", она делает кокетливое движение туфелькой, нельзя удержаться от смеха. За этим нелепым жестом многое открывается: и трудности перехода "бывших" к новой жизни, и актерская неготовность стареть, и жестокость искусства, постоянно требующего новых форм.

Алимовский оммаж Булгакову и его трудной любви к театру весьма выразителен: режиссер вывел на сцену "основоположников" - старейших артистов театра Татьяну Пилецкую, Романа Громадского, Вадима Яковлева, которые прочли свои любимые монологи: Сатин, Роксана, Тригорин.

Эпоха 1930-х ощущается в спектакле явственно: перевернутая кремлевская башня на заднем плане, силуэты трамваев и дирижаблей

"Театральный роман" Булгаков написал в 1936-м, и эпоха ощущается в спектакле явственно. И перевернутой кремлевской башней на заднем плане, которая качается наподобие огромного маятника. И силуэтами трамваев и дирижаблей, что маячат на заднике. И даже огромной, монстрообразной чайкой, которая, как туча, закрывает небо (художник Анвар Гумаров). Но сквозь все эти метафоры отчетливо сквозит неизменное: детская страсть человека к игре. И когда в конце спектакля артисты, уже вовсе не по Булгакову, играют сцену этюдной репетиции, понимаешь: как бы ни был жесток (или смешон) мир театра, он вечен.

Кстати

Следующий показ спектакля "Театральный роман" в постановке Леонида Алимова пройдет на фестивале "Балтийский дом" 5 апреля.

Расписание всех спектаклей фестиваля см. на сайте.