27.03.2018 20:42

Биоинженеры научились продлевать жизнь

Несмотря на все усилия ученых, у них имеется всего один абсолютно бесспорный рецепт продления жизни: есть надо меньше. Особенно всяческих деликатесов. Как правило, вкусно вовсе не значит полезно. Совет предельно прост, зато проверен множеством экспериментов. Но, жертвуя "смаком", мы выигрываем не так много - всего несколько лет. Стоит ли отказывать себе в удовольствии?

Сегодня наука ищет радикальные способы победить старение, продлить молодость и продолжительность жизни не на несколько лет, а в 1,5-2 раза, причем без каких-либо диет и лишений. Известно, что одна из главных причин старения находится в митохондриях - электростанциях клеток всех живых существ. С возрастом они повреждаются и постепенно накапливаются в мозге, мышцах и других органах. Эти "склады" токсичны, вызывают разные возрастные болезни. Основательно разобраться с митохондриями решил профессор Калифорнийского университета Дэвид Уокер в экспериментах с мухами-дрозофилами. Он обнаружил, что в юном возрасте митохондрии насекомых имеют округлую форму и небольшой размер, но уже к середине жизни становятся более крупными и удлиненными. Ученый высказал гипотезу: такие изменения формы - очевидный признак появившихся повреждений.

Следующий шаг Уокера очевиден: как-то удалить "плохие электростанции". Помогла генетика. Оказалось, что у плодовых мух содержание одного из белков (Drp1) с возрастом заметно снижается. И когда ученый увеличил его уровень у "стариков", в их клетках начали разрушаться "плохие" митохондрии. Но дальше - больше. Уокер обнаружил, что важную роль в старении играет и другой ген - Atg1. Если его "выключить", клетки мух перестают выводить из организма "плохие" митохондрии.

Манипулируя этими двумя инструментами, Уокер сделал дрозофил намного более активными, энергичными и выносливыми. После такой операции насекомые прожили в среднем на 30 процентов дольше. Ученый считает, что открытые им в экспериментах с насекомыми методы борьбы со старостью позволят эффективно побеждать многие недуги человека, в частности, болезни Паркинсона и Альцгеймера, рак, инсульт, сердечно-сосудистые заболевания. Для этого Уокер намерен разработать препараты для увеличения содержания белка Drp1, чтобы не только продлить жизнь людей, но удлинить период здоровья.

Манипулируя генами, удалось очистить мышей от дряхлых стволовых клеток, и грызуны помолодели

Напомним, что ранее другая группа американских медиков смогла на треть продлить жизнь мышам и снизить вероятность развития рака. Для этого организм животных очистили от "дряхлых" стволовых клеток, потерявших способность к делению. Именно они ускоряют старение и способствуют развитию рака и других болезней. Отправной точкой исследований стало удивительное свойство стволовой клетки: когда она "уходит на пенсию" и прекращает делиться, в ней включается особый ген. Он сигнализирует организму, что для данной клетки наступила старость и ей пора уходить на "заслуженный отдых".

- Американские ученые решили использовать этот феномен клетки, громогласно заявляющий о своей старости, - сказал корреспонденту "РГ" кандидат биологических наук из МГУ им. Ломоносова Максим Скулачев. - Они ввели в стволовые клетки "токсичный" ген, который до поры до времени молчит, а включается только одновременно с "пенсионным" геном. Оказалось, при таком "залпе" яд токсичного гена срабатывает и клетка сама себя убивает. В итоге произошла чистка организма от дряхлых стволовых клеток, и мыши стали молодеть на глазах и жить дольше.