Как защитить от незаконных поборов жильцов домов ветеранов в Сибири

Несколько месяцев назад "Российская газета" подняла тему стариковских "долгов", которые насчитывают жильцам соцучреждений. Началось с Новосибирского дома ветеранов: о том, как его жильцов освободили от незаконных требований администрации, "РГ" написала в статье "Дали вздохнуть" 9 ноября 2017 года №7420 (254). После этого в редакцию начали звонить пожилые люди со всей страны. Что происходит в домах ветеранов сегодня?

Вернули деньги

В Омской области вступило в законную силу решение Тарского мирового суда. Руководство Екатерининского психоневрологического интерната обязали вернуть старикам отобранные ранее деньги. Приставы разблокировали счета пострадавших пенсионеров, на них поступили деньги, и обиженные постояльцы наконец-то смогут купить себе жизненно необходимые лекарства и продукты.

- Ранее администрация дома-интерната отказалась добровольно возвращать гражданам незаконно удержанные суммы, - сообщила "РГ" заместитель Тарского межрайонного прокурора Наталья Иванова. - Поэтому мы обратились в суд с требованием "О повороте исполнения судебных приказов" и восстановили справедливость.

Как писала "РГ", министерство труда и социального развития Омской области поставило на счетчик несколько сотен беспомощных стариков. Задним числом на них навесили крупные долги за проживание в социальном учреждении, которые росли с каждым месяцем. Попавшие в долговую кабалу постояльцы Екатерининского дома-интерната обратились за помощью в "Российскую газету".

- В соответствии с федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", администрация учреждения социального обслуживания не имеет права без наличия добровольного согласия взимать с граждан плату за оказание социальных услуг из сумм ежемесячной денежной выплаты, - сообщил "РГ" представитель прокуратуры Омской области Дмитрий Павленко.

Проигрываем суды

Позиция учреждений и министерств соцзащиты в разных регионах одинакова: ЕДВ - это часть дохода, и согласия у пенсионеров на повышенную плату спрашивают только формально. А вот правоохранительные органы действуют по-разному.

Так, в начале года "РГ" обратилась к прокурору Алтайского края Якову Хорошеву, получив коллективное письмо жильцов барнаульского Центрального дома-интерната для престарелых и инвалидов: "Угрозами и обманами заставляют подписывать дополнительные соглашения за социальные услуги и даже ЕДВ забирают полностью. Мы чувствуем себя закабаленными. Мне жизни не хватит, чтобы рассчитаться с банками и соцзащитой. И таких, как я, много. Долги у некоторых выросли до двух-трех десятков тысяч. И все запутанно, нигде никаких данных не найти. Приходишь в бухгалтерию - кроме оскорблений ничего не слышишь. Нам говорят: не смейте жаловаться - вы тут как сыр в масле катаетесь".

По коллективному обращению жильцов ЦДИ прокуратура края провела проверку.

- Прокуратурой Центрального района Барнаула в интересах проживающего в Центральном доме-интернате для престарелых и инвалидов Евгения Петровича Семьянова подано исковое заявление в суд о признании незаконными действий по расчету среднедушевого дохода Семьянова с учетом получаемой им ежемесячной денежной выплаты. Предварительное судебное заседание назначено на 27 марта, - сообщил "РГ" прокурор края, государственный советник юстиции 2-го класса Яков Хорошев.

И это уже вторая попытка органов прокуратуры защитить права пенсионеров, проживающих в барнаульском ЦДИ. В апреле 2016 года исковые требования прокурора Центрального района мировым судьей Центрального района Елены Кротовой были оставлены без удовлетворения. Ничего не изменила и поданная апелляция.

Решили промолчать?

Учитывает ЕДВ при расчете среднедушевого дохода и администрация дома-интерната для престарелых и инвалидов N 2 города Новокузнецка Кемеровской области. Это закреплено дополнительными соглашениями, которые людям раздали на подпись после выхода нового федерального закона. Не согласившись, 119 человек (из почти четырехсот живущих в интернате) собрали деньги, чтобы нанять адвоката и оспорить позицию администрации в судебном порядке. Однако адвокат, как выяснилось позже, подал иск в Новоильинский районный суд в интересах лишь одного человека - председателя местного самоуправления. Суд он в итоге проиграл и апелляции не подал. Зато занял в интернате отдельную комнату. А все остальные, оставшись ни с чем, подписали допсоглашения.

Отказалась только инвалид третьей группы Светлана Басова. Заняв денег на адвоката, она тоже пошла в суд. В результате суд включение суммы ЕДВ в расчет среднедушевого дохода счел правомерным, поскольку эта выплата "относится к социальному пособию", получаемому в денежной форме. Прокуратура Кемеровской области пока не комментирует ситуацию.

Комментарий

Любовь Кузьменок, первый заместитель прокурора Новосибирской области:

- Прокурорская проверка в Новосибирском доме ветеранов в 2017-м выявила очень неприглядную ситуацию. Зная о том, что с 1 января 2015 года меняется порядок платы за социальные услуги, администрация дома ветеранов стала перезаключать все договоры с жильцами. Однако тут есть две особенности.

Первая заключается в следующем. В договорах тех, кто жил в соцучреждении ранее и у кого отношения с учреждением были длящиеся, то есть возникли до 1 января 2015 года, должны были сохраниться те условия, которые были на 31 декабря 2014-го. В самом федеральном законе об этом есть специальная норма, которая говорит: при длящихся отношениях нельзя изменять и существенно ухудшать положение сторон.

Вторая особенность. Чтобы оплачивать социальные услуги с учетом 75 процентов от ЕДВ, гражданин должен написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. И люди их, естественно, писали. Однако если человек не желает отдавать в качестве платы за услуги 75 процентов от ЕДВ, у него есть законное право этого не делать. Если гражданин не изъявил добровольного письменного согласия, его нельзя заставить, это противоречит закону. И эти суммы не могут попадать в оплату социальных услуг: ведь ЕДВ - по сути, монетизированный соцпакет. К сожалению, разъяснительную работу среди проживающих в доме ветеранов администрация не провела. Люди говорили, что их ввели в заблуждение, им не объяснили причину внесения изменений в договоры, а просто сказали, что их надо переделать, так как они устарели.

Мы внесли представление руководителю Новосибирского дома ветеранов, и этого оказалось достаточно, чтобы устранить нарушения закона.

Тем временем

В Омской области предыдущие кабальные договоры обитателей Екатерининского интерната заставили перезаключить обманом. Глухому Юрию Симону и слепому Алексею Буйнову сказали, что их подписи нужны, чтобы присвоить интернату имя бывшего директора Ярушкина. У колясочника Владимира Козлова вообще ничего не спрашивали. Отказавшихся запугивали выселением. А некоторые, например, бывший военный Петр Пушкарев, и вовсе обнаружили в документах поддельные подписи.

После публикации в "РГ" следственный комитет начал проверку в Екатерининском доме-интернате. В настоящее время материалы переданы в управление по борьбе с экономическими преступлениями УМВД России по Омской области.