29.03.2018 11:17
    Поделиться

    Как кубанским писателям получить известность в родном крае

    Около десятка писателей из Краснодарского края сегодня довольно успешно публикуются в столичных издательствах. Причем речь идет не о каких-то сборниках, а о толстых романах в твердой обложке. Из читателей этих книг даже успели сформироваться фан-клубы, а издательства отчисляют авторам вполне приличные роялти (проценты от продаж). Удивительно, но на Кубани об этих авторах почти ничего не известно.

    Обсуждение сложившейся ситуации оказалось одной из самых интересных тем "круглого стола", который состоялся в Краснодарском филиале "Российской газеты". На него как раз и пришли литераторы, значительная доля фанатов произведений которых живет в других регионах. Это - Наталья Тованчева, Сергей Левин, Мила Нокс, Юрий Гень, Марина Тараненко, Иван Карасев, Ирина Иваськова, Елена Суханова, Игорь Васильев и Юрий Сперанский.

    Совокупный тираж их книг составляет более 50 тысяч экземпляров. И это без учета так называемых "допечаток", когда после продажи первой партии книг издательства выпускают новый тираж, который может даже превышать прежний. К тому же в эпоху интернета в цифровом формате любые произведения могут мгновенно "улететь" на другой конец света. Но поскольку в России большинство издательств сконцентрированы по-прежнему в Москве, распространен стереотип, будто и все успешные авторы проживают в столице.

    - Как-то в нашем крае проводили мероприятие, посвященное фэнтези и фантастике, - рассказывает Мила Нокс. - Так вот меня туда поначалу не пригласили исключительно потому, что организаторы были убеждены, будто я живу в Москве.

    Мила Нокс известна отечественным читателям по циклу романов в стиле фэнтези "Макабр" (что означает "Пляска Смерти") и полюбилась аудитории подростков от 12 лет и старше. Мальчишки и девчонки даже начали объединяться в фан-клубы после прочтения книги, а Мила проводит с ними через соцсети онлайн-конференции, которые собирают по 500 и более участников.

    Но если Нокс считает, что причина неизвестности кубанских литераторов - во мнении большинства читателей, будто популярные авторы живут только в Москве, то у другой писательницы - Натальи Тованчевой - иная точка зрения. Как автор серии коротких ироничных рассказов о непростых отношениях людей Наталья Григорьевна стала известна только пару лет назад. А до этого всю жизнь проработала в журналистике, последние 16 лет - руководителем краевой телекомпании ГТРК "Кубань", филиала всероссийской сети ВГТРК.

    - Писатели юга России в крае немножко "законспирированы", находятся не на виду, - считает Наталья Тованчева. - Просто так исторически сложилось. Они не очень публичны и редко проводят встречи друг с другом и с читателями. И сегодняшний "круглый стол" в "Российской газете" - первый шаг к тому, чтобы исправить эту ситуацию. Мне нравится идея создать такую площадку. Если же говорить о качестве книг, написанных авторами из Краснодарского края, то произведения я всегда сравниваю с бутылкой вина: необязательно выпить всю бутылку, чтобы понять, хорошее это вино или плохое. Так и тут: стоит прочитать несколько страниц даже в середине книги - и сразу ясно, хорошее перед тобой произведение или оно не стоит внимания. И когда мы говорим о необходимости организовывать вот такие "круглые столы", конечно, речь идет об авторах, чьи книги приятно и интересно читать.

    Писатели в крае немножко "законспирированы", они не публичны и редко проводят встречи друг с другом и с читателями

    Разговор, естественно, не обошелся без обсуждения взаимоотношений писателей и федеральных издательств. И главный здесь вопрос: почему за одними рукописями книжные агенты охотятся, в надежде опубликовать, а другие не желают даже читать?

    - Конечно, прежде всего, важно, насколько интересна книга сама по себе, - говорит автор книг "Как победить Чернобога" и "Константин Пуликовский" журналист Краснодарского филиала "РГ" Юрий Гень. - Но, кроме этого, есть ряд требований самих издательств, без выполнения которых рукопись вряд ли примут к рассмотрению. Например, крупные издательства часто требуют, чтобы размер произведения составлял никак не меньше восьми - девяти авторских листов (это почти 400-450 тысяч знаков). Но при этом больше десяти авторских листов тоже не примут - слишком много. А еще произведение должно быть рассчитано на написание еще двух-трех книг. Создание серий зачастую является обязательным требованием, однако это накладывает на автора много ограничений. И надо обладать большими литературными способностями, чтобы на протяжении целого цикла, допустим трилогии, удержать захватывающий сюжет, проработать яркие характеры. Вдобавок сдавать издательству такие книги надо с периодичностью раз в полгода. В результате труд писателя чрезвычайно нелегко совмещать с другой работой - просто не хватит на все времени.

    Правда, выяснилось, что Мила Нокс и Марина Тараненко уже полностью сконцентрировались на писательской работе. По их словам, гонорар за книги на данный момент сопоставим со средней зарплатой жителя Краснодара.

    Если мнения по поводу стереотипов о месте жительства писателей и "законспирированности" кубанских авторов вызвали почти единодушное согласие, то вопрос о значении фэнтези в современной литературе вызвал бурное обсуждение. Поклонники фэнтези настаивали на том, что это "самое популярное направление на книжном рынке". Их оппоненты на "круглом столе" утверждали, будто такими книгами интересуются только подростки, а писатель с большим жизненным опытом "отдаст предпочтение реализму".

    - Фэнтези - первый литературный жанр, который освоил человек, - считает автор нескольких фэнтези-саг для подростков (в том числе "Лучезарный след"), опубликованных как российскими, так и зарубежными издательствами, Елена Суханова. - Все истории, которые мы знаем по литературе средних веков, в первую очередь сказочные, начиная от "Тристана и Изольды" и заканчивая "Беовульфом". По сути, они созданы в жанре, который в современной прозе принято называть фэнтези. Как и романы Джорджа Мартина - вроде выдумка, а читаешь - все как взаправду. Даже сериал сняли, который получил признание поклонников по всему миру. Поэтому нельзя сказать, будто жанр ориентирован только на детей. Важно, чтобы книга была написана интересно.

    По итогам "круглого стола" авторы решили проводить такие встречи регулярно в формате форума, стараясь привлечь к общению как можно больше писателей и читателей.

    Мнения

    Сергей Левин, член Союза писателей России, создатель литературного проекта "Послесказие":

    - Здорово, что кубанские авторы, достигшие успеха каждый в своей сфере, пишущие иногда даже в полярных жанрах, наконец-то познакомились, обменялись опытом создания произведений и работы с издательствами. Ведь у каждого давно сформировалась своя аудитория, есть почитатели в других регионах и даже за рубежом. Мне кажется, общение получилось, а сам "круглый стол" в стенах "РГ" стал литературным событием для всего края.

    Иван Карасев, автор языка Арахау, руководитель секции научной фантастики при Союзе писателей Кубани:

    - Хорошо, когда писатели встречаются, общаются, делятся планами на будущее. Нужно не бояться пробовать новые форматы, поскольку старые уже не работают. Считаю, что прошедшая встреча была полезна участникам "круглого стола". Налаживать взаимоотношение с издательствами, безусловно, нужно в любом случае. К сожалению, ситуация такова, что многие писатели вынуждены выпускать книги за свой счет. Дело не только в "естественном отборе". Некоторые просто боятся попасть в кабалу, когда творчество ставится на поток.

    Есть и еще одна проблема. В Краснодаре автору выходит дороже выпустить книгу, чем в столицах соседних регионов - Ростове-на-Дону, Ставрополе, Майкопе... Практически нет в нашем городе и солидных литературных журналов, которые бы рискнули напечатать произведения местных начинающих авторов, пишущих в жанре научной фантастики и фэнтези.

    Поделиться