Инклюзия по-латыни означает "включение". В геологии этим словом называют, например, застывших в янтаре мошек, многократно увеличивающих стоимость образца. Инклюзивный театр - это тоже история о невероятном возрастании ценностей, так во всяком случае считает один из первопроходцев Андрей Афонин. Его инклюзивный спектакль в 2014-м получил "Золотую маску", главную театральную премию России.
- Ценность человека как личности никоим образом не должна быть унижена свидетельством об инвалидности. По-моему, этот документ только для того, чтобы сказать: "Обратите внимание, человеку нужна помощь!" - говорит на мастер-классе в Екатеринбурге режиссер, педагог и руководитель московского театра-студии Афонин. - В Германии, например, инвалиды получают не пенсию, а систему сопровождаемого трудоустройства и проживания. Российский же подход иждивенческий: выплачивают пособие, предоставляют бесплатные путевки, но не помогают в социализации.
Инклюзивные театральные проекты появились во многих российских городах. В частности, столичный фонд поддержки слепоглухих "Со-единение" открыл творческие представительства в Санкт-Петербурге, Курске, Оренбурге и Екатеринбурге.
Екатеринбургская театральная школа "Инклюзион" работает десять месяцев. Здесь занимаются актеры разных, но равных возможностей, как "зрячеслышащие" (студенты театрального института), так и с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху и речи. Сейчас "школьники" работают над "Королем Лиром" - трагедией, где "слепцам безумцы вожаки". Недавно на открытом уроке показали 20-минутный эскиз будущего спектакля.
- Нам не хотелось, чтобы инклюзивные артисты были заметны, чтобы их начинали жалеть. Все они бойцы - несгибаемые, смелые и с редкой жаждой жизни, - говорит куратор проекта Наталья Киселева. - Инклюзивный театр - это испытание для всех: артистам приходится работать в исключительных обстоятельствах, зрителям - менять себя, чтобы достойно реагировать на постановку. Понимаете, этот театр "измеряет" человека: способен ли он, как в молитве Франциска, мужественно изменить то, что ему по силам, или же нет?
В другом екатеринбургском театральном проекте "ЗАживое" участвуют люди с ментальными особенностями. В их репертуаре два спектакля - "Черновик мыслей" по Беккету и "Заснеженная королева" - сказка с маленьким оркестром.
- Мне сложно ответить, зачем я этим занимаюсь, и не выглядеть при этом безнадежным романтиком. В идеале мне хотелось бы, чтобы театр менял мир, - признается куратор Елена Возмищева. - Мы работаем над спектаклями не столько ради эксперимента, сколько ради социализации взрослых людей с ментальными особенностями. И наши особенные артисты становятся полноправными соавторами профессиональных актеров.
Третий театральный проект "Ора" для людей с особенностями опорно-двигательной системы. В их "багаже" - фантасмагория по Хармсу с кавээнщиком Андреем Рожковым в роли Хармса. Сейчас артисты репетируют спектакль по сонетам Шекспира и "Бородино" по мемуарной прозе. В труппе 20 актеров, два состава.
- Вместе мы создаем профессиональный театр и занимаемся творческой реабилитацией ребят. Первые результаты - уверенность на сцене, улучшение речи - уже заметны у многих актеров, - уверена режиссер театра Лариса Абашева.
Все эти проекты держатся на энтузиазме и благотворительности. Например, театру "Ора" помещение предоставляется бесплатно, реквизит, костюмы, поездки на фестивали, в том числе международные, оплачивают спонсоры. Первый год работы проекта "ЗАживое" в цифрах выглядит так: "10 ребят с особенностями ментального развития, 10 актеров-тьюторов, 2 спектакля, 1 куратор, 1 режиссер, 0 человек с опытом инклюзии, 0 рублей".- Для меня наш театр - это превращение людей с ограниченными возможностями здоровья в людей с безграничными способностями, - считает один из особенных артистов. - За время участия в проекте я понял, что нет никаких ограничений. Все барьеры только в голове.