Один из них Молодежный театр Алтая им В.С. Золотухина (официальное название - Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина). К его противопожарной оснащенности в свое время было много вопросов как у пожарных, так и у бывшего руководства театра.
Театральная сцена и прилегающие к ней помещения обычно имеют большое количество горючих материалов, из которых изготовлены декорации, бутафория и проч. Само сценическое пространство конструктивно устроено так, что способствует быстрому распространению огня. Поэтому в любом театре должен быть смонтирован специальный занавес из железобетона, металла или других негорючих материалов, отсекающий в случае пожара сцену от зрительного зала.
С точки зрения противопожарной безопасности пример Молодежного театра Алтая, открывшегося в Барнауле после реконструкции в 2011 году, во многом хрестоматийный. Здание бывшего клуба меланжевого комбината приспосабливали для нужд театра много лет. И все равно театр открылся с большими недоделками.
Одной из главных проблем, по словам бывшего директора театра Татьяны Козициной, стала противопожарная безопасность. Просто удивительно, что именно здесь сработал пресловутый остаточный принцип. Пожарный занавес монтировать не стали. Сначала вместо бетона или металла его решили сделать из какого-то современного материала, но при монтаже выяснились конструктивные ошибки и театр остался без пожарного занавеса.
Еще в августе 2010 года художественный руководитель театра, народный артист РСФСР Валерий Золотухин написал губернатору Карлину письмо: "Уважаемый Александр Богданович! Убедительно прошу вас обратить особое внимание на ряд проблем, связанных с реконструкцией здания для Молодежного театра Алтая. <...> 3. Пожарная безопасность. В целях экономии бюджетных средств А. А. Мишустин (в 2010 году - председатель комитета администрации Алтайского края по строительству и архитектуре. - Прим. ред.) запретил строить пожарный резервуар. А давление в городском трубопроводе недостаточно, не дай бог что случится - тушить будет нечем". Но обращение народного артиста результатов, очевидно, не дало.
Выявились и проблемы с пожарной сигнализацией. В 2013 году, как писали СМИ, во время заключительного концерта фестиваля "Калина красная" сигнализация беспричинно сработала и не отключалась минут двадцать.
Работавшая до конца 2013 года директором театра Татьяна Козицина постоянно обращала внимание на незащищенность театра от огня, просила выполнить предусмотренные проектом работы, писала письма заказчикам в краевое управление по культуре и краевое государственное унитарное предприятие "Алтайстройзаказчик", но тщетно.
В марте 2013 года ФБГУ Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по Алтайскому краю" провела ряд проверок и измерений и запротоколировала многие нарушения, допущенные подрядчиками при реконструкции и оборудовании театра. Было зафиксировано, что в неисправном состоянии находятся система оповещения и управления эвакуацией и система автоматической пожарной сигнализации; внутренний противопожарный водопровод в здании не обеспечивает требуемый по нормам расход воды и напор в дальней точке, и т.д. Итоговый вывод пожарных: система автоматического пожаротушения не соответствует требованиям.
Через месяц представители ГУ МВД, УФСБ и ГУ МЧС по Алтайскому краю обследовали театр на предмет антитеррористической защищенности. В составленном акте они зафиксировали, что монтаж средств охранно-пожарной сигнализации произведен не в полном объеме, насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения не введены в эксплуатацию, на сцене отсутствует противопожарный занавес.
А еще через месяц Октябрьский районный суд Барнаула, рассмотрев заявление прокурора Октябрьского района, запретил эксплуатировать здание. Несколько дней театр не работал. Начальник краевого управления по культуре Елена Безрукова обратилась за помощью в ГУ МЧС по региону, и в помещении театра было организовано дежурство сотрудников МЧС, а у здания выставили пожарный автомобиль.
Акт о приемке здания, в котором не было части необходимого противопожарного оборудования, а имеющееся не работало, Татьяна Козицина упорно не подписывала. В конце концов управлению по культуре и руководству края упорство директора, очевидно, надоело, и в декабре 2013 года управление не стало продлевать с Козициной контракт.
Театр приняла Ирина Лысковец. Только вот появился ли пожарный занавес и необходимые для тушения пожара емкости для воды, в отсутствие которых жизнь и здоровье зрителей могут быть поставлены под угрозу? Никто с уверенностью сказать этого не может. А ведь максимальная наполняемость зала достигает 1000 человек.
Разные руководящие инстанции, облеченные и полномочиями, и возможностями, и ответственностью, в свое время, прекрасно зная о серьезных нарушениях и недоработках в плане противопожарной безопасности, не добились их устранения. Кто может поручиться, что сегодня ситуация кардинальным образом изменилась и все необходимые системы теперь работают как часы? Наверное, было бы только правильно провести сейчас доскональную противопожарную проверку с обязательным информированием общественности - довести все системы до ума и снять, наконец, любые опасения и подозрения.