Новости

02.04.2018 21:40
Рубрика: Экономика

На пороге умного дома

Интернет вещей к 2025 году принесет экономике России 2,8 триллиона рублей
Применение Интернета вещей (IoT, Internet of Things) к 2025 году может принести экономике России до 2,8 триллиона рублей. При этом к 2020 году число умных устройств в мире вырастет до 50 миллиардов, увеличившись в 10 раз по сравнению с 2014 годом, прогнозируют аналитики международной компании PricewaterhouseCoopers (PwC).
Беспилотники и другие механизмы уже сейчас могут общаться между собой без участия человека.  Фото: Артем Коротаев / ТАСС Беспилотники и другие механизмы уже сейчас могут общаться между собой без участия человека.  Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Беспилотники и другие механизмы уже сейчас могут общаться между собой без участия человека. Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Такая динамика полностью изменит окружающую реальность как минимум в шести сегментах мировой экономики. "Электроэнергетика, телемедицина, сельское хозяйство, транспортная логистика, умный город и промышленность в пределах ближайших 10-15 лет изменятся сильнее всего", - считает Григорий Сидоров, директор Центра компетенций в области IoT PwC.

При этом по оценке Алексея Петунина, заместителя гендиректора SAP CIS, только в сельском хозяйстве эффект от применения IoT может составить более 4,8 триллиона рублей в годовом выражении.

- Одна из крупнейших сельскохозяйственных компаний в России уже использует мониторинг данных на всех этапах: от посева и выращивания культур до их сбора, а также для контроля за расходом горючего и химикатов. В компании приняли решение убрать человека из всех процессов, где это возможно, построив цифровую инфраструктуру, в управлении которой принимает участие нейросеть, - рассказал Петунин.

Беспилотные летательные аппараты (дроны) также востребованы в АПК. Дроны могут контролировать, например, местонахождение скота. Если животные начинают выходить за пределы отведенной им территории, дрон отсылает сигнал пастуху-объездчику. С помощью дронов можно также следить за состоянием полей, определяя по виду грунта и посевов, достаточно ли воды или удобрений. Именно эта технология помогла датским фермерам увеличить урожайность на 50 процентов, а Япония, например, уже много лет широко использует программное обеспечение для мониторинга сельхозугодий с помощью GPS-датчиков на технике и веб-камер на полях.

- В сельском хозяйстве многое зависит от климата. Более трех четвертей сельхозземель страны находится в зоне рискованного земледелия. Для них требуются специализированные агротехнологии и подходы, иначе любой год с неустойчивой погодой прямиком ведет к неурожаю. Минимизировать эти риски можно как раз за счет грамотного планирования, использования методов бережливого производства и точного земледелия - все они сегодня доступны в России, - говорит Петунин.

Экономический эффект от внедрения IoT в электроэнергетике к 2025 году может составить 532 миллиарда рублей, считают в PwC. Технологии Интернета вещей помогут, прежде всего, сократить энергокомпаниям свои эксплуатационные (потери в сетях, расход топлива, фонд оплаты труда) и сервисные издержки (оптимизация ремонтной деятельности), уверен Юрий Мельников, старший аналитик по электроэнергетике Энергетического центра бизнес-школы "Сколково".

Однако серьезным барьером является нормативное регулирование, в логике которого зачастую Интернет вещей, как и многие другие современные технологии, просто не существует.

- Машинист может управлять энергоблоками с помощью суперсовременной системы АСУТП и в то же время вручную раз в час записывать в толстый журнал показания температуры масла. IoT приводит к сокращению потребности в рабочей силе, но это никак не отражается на отраслевых нормативах численности персонала, созданных 20-40 лет назад, и новые электростанции в России строятся именно в расчете на представления тех лет, - подчеркивает Мельников.

50 миллиардов устройств в мире будет подключено к Интернету вещей к 2020 году

В транспортной логистике применение IoT может принести 542 миллиарда рублей до 2025 года. Однако, по мнению Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, речь идет не столько об этой сфере, сколько о цифровом транспорте в целом.

- Около 30 лет в промышленной Москве все грузовые транспортные потребности города удовлетворяли 80 тысяч автомобилей. Сегодня в Москве только официально работает 400 тысяч грузовиков. В рамках "юберизации" грузовой логистики, когда я не держу собственный автопарк, мы можем вернуться если не к советским цифрам, то как максимум к 150 тысячам машин, - считает эксперт. Он уверен, что абсолютно то же самое произойдет с парком железнодорожных вагонов, у которых сейчас десятки тысяч собственников. А переход от личного автотранспорта к IT-сервисам такси и каршерингу позволит сократить количество персональных машин в 2-3 раза, это сэкономит огромные средства и улучшит экологическую ситуацию.

- За счет возможностей цифрового века вся экономика города будет работать гораздо лучше. Как только условия поставок товаров, например, обеспечиваются как часы, я меньше загружаю склады, экономлю время, доставка товаров станет дешевле, - резюмирует Блинкин.

В телемедицине, например, уже через 10-15 лет пациенту и врачу не надо будет тратить время сбор данных о пульсе, сердечном ритме, температуре. А в промышленности "цифра" серьезно ускорит вывод продукта в реальный мир и удешевит производство. Экономический эффект от внедрения "умных" технологий в различных отраслях по миру по разным оценкам может составить от 2 до 7 триллионов долларов, полагает Марат Нуриев, директор по решениям IoT Huawei в России:

- Особое место занимает концепция "умных городов", в которой технологии позволяют связать государство, бизнес и жителей города на базе новых моделей взаимодействия между собой. В будущем, с развитием инфокоммуникационных технологий, будет еще больше повышаться "интеллектуальность" окружения человека и внедрения систем искусственного интеллекта в повседневную жизнь. Это приведет к тому, что неодушевленные предметы окружающего мира будут иметь индивидуальное подключение к Сети и некоторую интеллектуальную составляющую, которая позволит "вещам" общаться между собой без постоянного участия человека, что, несомненно, упростит его жизнь.

В то же время расчеты об экономическом эффекте внедрения Интернета вещей все-таки "очень грубые", считает Ольга Чудинова, глава Института современной урбанистики:

- Технологии быстро устаревают. Мы не понимаем, что будет через 5 лет - возможно, экономика этих технологий снизится в 10 или даже 100 раз - и тогда влияние эффекта существенно повысится. При этом непонятна будущая цена на энергопотребление (если брать для примера эту сферу). Она может измениться в силу, например, применения других технологий - если те же солнечные батареи станут доступнее и будет использоваться энергия солнца, ветра. А может быть, появятся и другие технологии мониторинга. В результате экономический эффект может быть и больше.

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/Елена Березина
Экономика Отрасли Связь