В перечне учебников для школ сейчас 1377 книг. Все прошли необходимые экспертизы, но, тем не менее, ко многим учебникам есть претензии - написаны плохим языком, перегружены деталями, методически не выверены (например, слишком мало заданий базового уровня, иногда, наоборот, их избыток), содержат понятия, определения которых нет в словарях.
Например, в учебнике по физике для 7-го класса есть задания, которые требуют знания степеней. А их дети изучают в самом конце года. В учебниках математики темы дробей даются в разных классах. В школу попал учебник обществознания, где сказано: люди с психическими отклонениями не способны к учебе, труду и вообще не являются личностями. А вот еще перл: "Девушка, пусть ей еще совсем немного лет, уже догадывается, что настоящая женщина симпатична, элегантна, с упругой спортивной походкой, уверенным победительным взглядом"... Издательство отозвало книгу из магазинов, но в некоторых школах она осталась.
Как сделать, чтобы ученики занимались по хорошим, качественным учебникам без ляпов и глупостей? Для начала - строже подходить к экспертизе.
Минобрнауки предложило оплачивать экспертизу школьных учебников за счет государства.
- Сложилась практика оплаты экспертизы учебников заказчиком - это издательства, иногда это могут быть авторы, - что, по нашему мнению, ставит под сомнение объективность и качество экспертных процедур. Возможно, необходимо вернуться к вопросу оплаты экспертизы за счет государственных средств, - предложил на парламентских слушаниях Комитета по образованию и науке в Госдуме статс-секретарь, замминистра образования и науки Павел Зенькович. Он предложил усилить ответственность издательств, авторов и экспертов за качество учебников.
Необходимо прописать в законодательстве понятия "электронный" и "базовый" учебники. Подчеркнем, "базовый" - не значит единый или единственный. "Базовый" - это такой учебник, который содержит обязательный минимум по каждому предмету для каждого ученика.
Если раньше учебник получал статус "разрешенного" только после апробации в школе, то сейчас такого требования нет. По мнению членов Комитета Госдумы по образованию и науке и экспертов, надо вернуться к этой практике, открыто публиковать результаты экспертиз и дать возможность издательствам издавать совместные линейки учебников.
- Экспертиза сейчас носит закрытый характер. Надо сформулировать четкие критерии для экспертизы, которая должна быть открытой, предусмотреть возможность апелляции. Еще проблема: учебник экспертизу проходит, а 90 процентов учебных пособий - нет. К ним есть претензии, особенно к картографический продукции, словарям, - рассказал председатель комитета Российского книжного союза Константин Деревянко.
Из-за формального, механического подхода к экспертизе из перечня исчезли некоторые учебники. Опоздали на полчаса с подачей документов, не исправили за день недочет - до свидания!
Срок жизни учебника сегодня, как ни странно, не определен. Когда школе разрешается закупать новые книги? Через 3, 4 года, через пять лет? Бывает, учебник рассыпается на глазах, а директор школы говорит родителям: "Не имею права покупать новые учебники. Нет оснований!" Или другая ситуация: книги всего за год истрепались так, что надо покупать новые, что очень выгодно издательствам. Чем больше продали - тем лучше.
1377 существующих сегодня учебников - много или мало? В примерной программе для начальной школы 10 предметов, в средней и основной - по 17, включая минимальный набор из иностранных языков.
Началка занимается 4 года, средняя школа - 5 лет, старшая - 2 года. Допустим, что для каждого предмета есть три варианта учебников. Тогда для начальной школы должно быть 120 книг, для средней - 330, а для старшей - 132. Всего 582.
Но это для массовой школы, где нет детей с нарушениями зрения, слуха, умственной отсталостью... А у нас в стране есть 8 видов разных программ для детей с такими нарушениями. И в школах тоже нужны учебники для них. Эксперты подсчитали, что для таких учеников нужно больше 2 тысяч разных учебников! А в федеральном перечне всего 164.
Самая тревожная ситуация - в школах, где преподавание идет на языках народов России. Учебники есть только для татарских, хакасских, греческих и якутских школ. Да и то не по всем предметам. Между тем образовательные программы существуют на 13 языках. В том числе на чувашском, коми, алтайском и других.
Для нганасанских первоклашек надо всего 50 экземпляров учебников по родному языку. "Разработка, федеральные экспертизы, тираж, доставка... Учебник получается дорогостоящим", - говорит Татьяна Гоголева, депутат Госдумы от Ханты- Мансийского АО. К слову, в России 26 коренных малочисленных народов Севера.
Представьте горное село где-нибудь в Дахадаевском или Гунибском районе Дагестана. По-русски там почти не говорят. "Приходит ребенок в первый класс, а ему математику на русском языке дают, так же как тому, кто с трех лет говорит по-русски. Он же задачу ни прочитать, ни понять не сможет! Экспертиза одного учебника агульского языка, который издаётся тиражом в 500 экземпляров, обходится в 200-250 тысяч рублей!" - возмущается автор учебников из Дагестана Гамидулах Магомедов.
Как ни удивительно, в экспертизе учебников представители регионов не участвуют. Даже если это учебник на якутском или эвенкийском языках.
основная программа общего образования:
надо - 582, есть в перечне - 946;
вариативная часть программы:
надо - 250, в перечне - 161;
учебники с региональным и этнокультурным компонентом:
надо - 1032, в перечне - 1;
учебники на родном языке:
надо - 4800, есть - 79.
Какими учебниками больше всего недовольны учителя? По данным опросов, которые проводило минобрнауки, больше всего претензий - к учебникам русского языка, математики, окружающего мира, истории, иностранного языка. Какими учебниками довольны? "Русским языком" Рамзаевой, а также Баранова и Ладыженской, "Окружающим миром" Плешакова, "Математикой" Виленкина.