"РГ" публикует это решение в номере.
Оценить положения закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" на соответствие Конституции РФ попросила многодетная мать Марина Колесникова. В 2013 году она родила дочку, это был третий ребенок в семье. В то время в крае действовал закон о региональном материнском капитале, условием для получения выплаты в размере 100 тысяч рублей было достижение ребенком трехлетнего возраста. Однако пока Марина ждала эти деньги и думала, закон отменили. В ходе слушаний представители власти Ставрополья признались, что региональный маткапитал не получила ни одна многодетная семья. На это обстоятельство они напирали, объясняя, что отмена закона не ухудшила положение семей и не нарушила конституционного принципа равенства. В свою очередь Марина Колесникова считает, что чиновники не могут просто так забрать назад данное однажды обещание.
- Я не оспариваю законность самой отмены этой выплаты, - отметила она, выступая в Конституционном суде. - Но считаю, что если дети в многодетных семьях родились в период действия закона, то соответствующие меры поддержки должны быть оказаны им в полном объеме.
Конституционный суд эту позицию поддержал.
- Вся квинтэссенция нашего решения заключается в том, что если публичная власть провозглашает, что она будет выплачивать материнский капитал в определенный период, она связана этими своими обещаниями, - пояснил судья Владимир Ярославцев. - Публичная власть не вправе отказываться от того, что было объявлено в законодательном акте без объяснения причин и без предоставления определенных компенсаторных механизмов, которые смягчили бы последствия отмены.
В основе оспоренного решения ставропольских чиновников лежит прежде всего финансовая ошибка. По предварительным подсчетам, только на выплаты семьям, родившим или усыновившим третьего и последующего ребенка в период действия закона о региональном маткапитале, потребовалось бы более двух миллиардов рублей. Таких денег в бюджете региона нет. Но КС и не настаивает на том, что обещание должно быть выполнено безусловно и в полном объеме. Законодатель вправе устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки, сказано в решении КС, однако отмена без компенсации для тех семей, на которые ранее распространялось действие такого закона, признана не соответствующей Конституции РФ.
При этом судьи КС особо отметили, что при предоставлении мер социальной поддержки необходимо учитывать критерий нуждаемости.