Президент РАН: ЕГЭ должен оценивать не знания, а креативность ученика

Распространившееся в ряде СМИ заявление президента РАН Александра Сергеева по поводу ЕГЭ сразу стало сенсацией. Сообщается, что он призвал отказаться от ЕГЭ. "РГ" обратилась к главе РАН с просьбой прокомментировать его позицию.

- Во-первых, нельзя вырывать слова из контекста, - сказал Александр Сергеев. - Что я имел в виду? Сегодня страна входит в принципиально новый этап развития. Задачи поставлены в послании президента России Федеральному собранию. Необходимо обеспечить быстрый рост экономики. Это возможно только в случае, если наука и высокие технологии станут ведущей производительной силой. А для этого темп развития науки и технологий должен быть не только больше среднего по стране, по сравнению с неинновационными секторами. Темп должен быть выше, чем в инновационных секторах зарубежной экономики.

Как это сделать при нынешней экономической отсталости и экономических ограничениях? Назову самое главное, на мой взгляд, за счет можно "выстрелить": мы должны на полную мощность включить наше творческое начало, нашу креативность. Что, кстати, всегда было присуще нашим людям. Но его надо раскрепостить, а для этого посмотреть, где и почему оно сдерживается.

Что касается средней школы, то меня тревожит, что снизилось число часов на изучение естественных наук, физики, математики, химии. Ведь именно они учат научной креативности. Это надо восстанавливать.

Теперь о ЕГЭ. Экзамен в его нынешнем виде не нацелен на оценку творческого начала ученика. По сути, это формальная проверка набора фактов, которые он запомнил. Поэтому считаю, что от экзамена, ориентированного на проверку фактов, нужно отказаться. Сама система ЕГЭ может остаться, но должна быть иной. Оцениваться должно творческое начало школьника.

Сама система может и остаться, но она должна оценивать творческие способности ученика

Если мы будем уповать только на олимпиадников, то не получим большой "слой" людей, способных заниматься творческой работой. Нам требуется множество творческих личностей, а не единицы талантов, победивших на олимпиадах. Поэтому в средней школе и учить, и оценивать учеников надо по-другому.