Первый капитальный ремонт костромского моста, построенного в 1970 году, начался минувшим летом. После того как специалисты по результатам обследований признали состояние элементов переправы аварийным, из федерального бюджета Костроме выделили более 600 миллионов рублей. Городские власти объявили конкурс, победителем в котором стала компания "ММС". Она приступила к работам в июле 2017 года, перекрыв для движения половину моста.
Это вызвало в городе транспортный коллапс. Густонаселенный "спальный" Заволжский район областного центра, где живут около 55 тысяч человек, оказался фактически отрезан от остальной части Костромы. Время на пересечение единственного моста протяженностью чуть более километра для автомобилистов растянулось на несколько часов.
Предвидя такую ситуацию, городские власти начали убеждать автомобилистов пересесть на общественный транспорт. Они увеличили количество курсирующих через мост муниципальных автобусов, создав для них выделенную полосу, а в летнее время пустили через Волгу бесплатный речной трамвай. Однако полностью решить проблему чудовищных пробок эти меры не помогли.
До наступления зимы подрядчики успели отремонтировать лишь половину волжского моста в Костроме, пообещав вернуться к работам с наступлением тепла. Однако задолго до указанной даты мосту потребовалась "скорая помощь": уже через три месяца только что отремонтированные полосы начали разрушаться. В марте этого года движение через переправу оказалось практически парализовано из-за возросшего потока грузового транспорта и деформации швов.
Как рассказал первый замглавы администрации Костромы Олег Болоховец, причиной ЧП на отремонтированной части моста стала ошибка проектировщиков, для капитального ремонта переправы предложили изготовить по другой технологии три из 28 швов моста.
- У нас были опасения, что эти швы могут не подойти, и это потом подтвердилось. Произошло так называемое температурное расширение балок. Их придется заменить на швы той же марки, что и остальные 25. В связи с проектной ошибкой мы предъявили финансовые претензии к проектировщикам, сумма составила около миллиона рублей, - сообщил Олег Болоховец.
Ожидается, что все работы на мосту должны быть полностью завершены к 1 ноября текущего года. Принимать работы, помимо проектировщиков и городских властей, будут специалисты Росавтодора и специализированной организации, с которой заключен муниципальный контракт на строительный надзор. По контракту гарантия подрядчика на отдельные конструктивные элементы отремонтированного моста составит от трех до восьми лет, на асфальтобетонное покрытие - пять лет.
Накануне начала второго этапа ремонта моста городские власти совместно с подрядчиком и ГИБДД провели пресс-конференцию, на которой рассказали о новшествах и неудобствах для туристов и жителей города во время ремонта переправы.
Как пояснил глава администрации Виктор Емец, с апреля в Костроме появятся дополнительные короткие маршруты муниципального транспорта для проезда по мосту. Для них вновь сделают выделенные полосы. При этом от использования бесплатных водных трамваев в этом году мэрия решила отказаться.
По данным чиновников мэрии, теплоход "Москва" оказался недостаточно востребованным. По утрам он не заполнялся пассажирами даже на треть. Вечером же на нем в основном катались туристы, которые садились на причале в центре города, но на противоположном берегу не выходили. Власти посчитали, что люди используют речной трамвай не как средство передвижения, а как бесплатный прогулочный катер. В условиях дефицитного бюджета такую "благотворительность" в пользу туристов мэрия решила прекратить.
Еще одно нововведение коснется так называемых "люксовых такси". Для борьбы с хитрыми водителями элитных авто, которые украшают свои Bentley и Lexus "шашечками" ради бесплатного проезда по выделенной для общественного транспорта полосе, в Костроме установят камеры.
- Камеры будут отслеживать движение автомобилей по полосе для общественного транспорта и сверять их с базой такси. На тех, кого в этой базе нет, накладывается штраф 1500 рублей. Деньги за административные правонарушения пойдут в региональный бюджет, - пояснил Олег Болоховец.
Как рассказал начальник УГИБДД по Костроме Виталий Евдокимов, на въездах на выделенные полосы для общественного транспорта установят видеокамеры, которые будут работать в автоматическом режиме и фиксировать все нарушения. Там, где камеры поместить невозможно, власти планируют установить бетонные блоки на Чернигинской набережной и в районе улицы Ермакова для перекрытия несанкционированных путей объезда пробки вокруг моста.
Бетонными блоками придется перекрыть и все "лисьи тропы" через поля, рощи, дворы и территорию будущего парка "Заволжье", которые ушлые автомобилисты проложили вдоль традиционных дорог, чтобы не стоять в многочасовых пробках.
Главная же неприятность в связи с перекрытием моста ждет не владельцев люксовых внедорожников, а велосипедистов и пешеходов. Вопреки их ожиданиям запланированного расширения узких тротуаров моста по окончании ремонта не произойдет. Более того: все лето по мосту нельзя будет передвигаться ни на велосипеде, ни пешком.
- Еще один неприятный момент: движение пешеходов у нас будет перекрыто - и по той, и по другой стороне моста на весь период работ. Потребуется гидроизоляция, покраска и обработка ограждения нового тротуара, а старый придется разобрать, - рассказал Олег Болоховец.
Такая новость ввергла в уныние жителей "спального" Заволжского района, вынужденных задерживаться на работе допоздна.
- Любой ремонт, любая стройка - это неудобства, которых избежать не получится. Но мы что-нибудь придумаем для удобства пешеходов, - заверил Олег Болоховец.
Когда верстался номер, стало известно, что для запоздалых путников в Костроме на время ремонта моста продлят работу автобуса № 10 до часу ночи. Он будет ходить каждые 30 минут.
Справка "РГ"
Мост через Волгу в Костроме, связывающий крупнейшие города Центральной России с Уралом и Сибирью, был введен в эксплуатацию в 1970 году. При проектной пропускной способности в шесть тысяч авто в день сейчас по мосту ежедневно проходит порядка 50 тысяч машин, среди которых более пяти тысяч грузовиков. Зная о колоссальных перегрузках, которые испытывает костромская переправа, в минтрансе приняли решение о строительстве второго моста через Волгу для транзитного транспорта с обходом Костромы. Ожидается, что второй мост будет построен полностью на средства федерального бюджета, его возведение планируется завершить к 2023 году. По предварительным подсчетам, стоимость второго моста в Костроме может составить от 15 до 26 миллиардов рублей. При этом годовой бюджет города - около четырех миллиардов рублей.