В Петербурге показали миниатюры Гау, Брюллова и Крюгера

В KGallery открылась выставка "Акварельный портрет и миниатюра в России XVIII-XIX веков": 50 с лишним работ, большинство из частных коллекций Петербурга. Среди мастеров - Владимир Боровиковский и Карл Брюллов, Франц Крюгер и Майкл Мориц; однако особое внимание искусствоведы обращают на творения Владимира Гау - "портретного летописца эпохи" и любимца императорского двора.

Вместе с миниатюрой навсегда умерло "понимание интимного, нежного, изысканного" - с горечью писал в начале ХХ века первый серьезный исследователь этого направления живописи в России барон Николай Врангель. К тому времени дагерротип и фотография уже полностью вытеснили это искусство, несмотря на то что совсем недавно его популярность была просто небывалой. Вместе с профессионалами миниатюрой занимались многочисленные художники - любители: специально для них издавались руководства и пособия, а в продаже имелись наборы для рисования, куда входили готовые пластинки из слоновой кости или картона, краски и кисти. Недостатка в заказах тоже не было, ведь чаще всего небольшой аккуратный портрет - верный способ не расставаться с тем, кто дорог сердцу.

- Портретная миниатюра больше, чем любой другой вид искусства, была связана с повседневной жизнью человека, - рассказывает сотрудник галереи Артемий Фахрутдинов. Виртуозно исполненные миниатюры стояли на секретерах, висели на стенах кабинетов и будуаров. Их брали с собой в путешествия и военные походы, вставляли в шкатулки, табакерки, набалдашники тростей, кольца, браслеты и медальоны, с обратной стороны которых нередко помещали прядь волос любимого человека.

Одна из самых интересных работ на выставке - "Женский портрет", созданный в 1800 году: наряду с большими станковыми портретами Владимир Боровиковский писал и миниатюрные, размером до 20 сантиметров, - однако ни в музейных собраниях, ни в частных коллекциях их сегодня почти не встретить.

Ценителями миниатюр была и императорская семья. Но это были совсем другие работы: оправленные в золото, со вставками из драгоценных камней - и создававшиеся для гораздо менее трепетных целей. Портреты императоров и императриц обычно вручали подданным в качестве наград: так называемый "жалованный портрет". Особенно ценили правители середины XIX века художника Владимира Гау, который был назначен придворным живописцем и создал настоящую галерею высшего общества Российской империи: ведь именно ему поступали заказы на изображения родственников и приближенных лиц четы. Помимо "знатных особ", художник, с гораздо большей нежностью, изображает свою собственную семью, и как раз портреты детей тоже можно увидеть на выставке.

Кстати

В KGallery представлено творчество 25 живописцев, и среди прочего - 12 работ Владимира Гау. Увидеть выставку можно будет до 29 апреля.