Швыдкой: Мы верили в то, что искусство и есть жизнь

Открытие выставки, посвященной 140-летию Российского института театрального искусства, который все по привычке называют ГИТИС (так наш институт именовался в советское время, и эту аббревиатуру решили сохранить в его официальном названии), из-за трагедии в Кемерово решили перенести с 27 марта на 30-е. По-другому было невозможно. В нынешнем году Международный день театра не был праздничным - катастрофическая проза бытия вторглась в эфемерные образы искусства. Неслучайно Гёте некогда написал горькую фразу: "Искусство прихлебатель жизни".

Но в пору моего ученичества, как и поныне, в стенах нашего театрального института о ней старались не вспоминать. Мы верили в то, что искусство и есть жизнь. Не лучшая ее часть, а вся без остатка.

Свою историю ГИТИС ведет от частной музыкальной школы П. А. Шостаковского, созданной в 1878 году. Ее учредитель был одним из директоров Общества любителей драматического и музыкального искусства. В 1883 году оно было преобразовано в Московское филармоническое общество, а школа Шостаковского - в музыкально-драматическое училище, в 1886 году уравненное в правах с консерваторией. В конце ХIХ века на драматическом отделении этого училища преподавали В. И. Немирович-Данченко, О. А. Правдин, А. И. Южин, а среди его выпускников были И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и В. Э. Мейерхольд - ясно, какую роль оно сыграло в истории нашей театральной культуры. Здесь работали люди, не просто преданные театру, но верующие в особую миссию искусства, спасающего от мерзостей повседневного бытия.

Открылась выставка, посвященная 140-летию Российского института театрального искусства

Еще в пору своего студенчества в ГИТИСе я застал легендарного ректора М. А. Горбунова, а среди педагогов М. О. Кнебель, Ю. А. Завадского, И. М. Раевского, П. Н. Фоменко, А. А. Гончарова, А. В. Эфроса, А. А. Попова и некоторых других - и званых, и избранных. И конечно, не могу не назвать выдающихся театроведов и историков театра - П. А. Маркова, Г. Н. Бояджиева, Б. Н. Асеева, Б. И. Ростоцкого, своего непосредственного учителя Ю. И. Кагарлицкого, который был настоящим знатоком европейского Просвещения и мировой научной фантастики... Они не могли не придерживаться общепринятых правил советского времени, начиная свои работы с цитат из классиков марксизма-ленинизма, но именно они открывали нам величие гуманистических ценностей, могущество красоты, которая для них была средоточьем и правды, и добра.

Хочется вспомнить всех, но это невозможно, да и неуместно в газетной колонке. Поэтому не стану пересказывать историю ГИТИСа - об этом написано немало, и среди прочего в сборнике статей под названием "50 лет театральной школы", вышедшем в 1929 году. Эту историю мне пересказывали и на выставке, которую новый ректор ГИТИСа Григорий Заславский со товарищи решил провести в Московском музее современного искусства, в одном из его зданий на Гоголевском бульваре, что неподалеку от Малого Кисловского переулка, в котором наш институт обосновался с давних пор. Собственно говоря, и выставки-то в привычном смысле этого слова не было.

Наверное, поэтому Д. Родионов, директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина (где, по моему разумению, и могла бы состояться классическая экспозиция, посвященная истории ГИТИСа) со своим мастер-классом "От Медокса до Урина. Судьбы театральных импресарио в Императорских театрах" стал частью грандиозного перформанса, который на протяжении почти двух недель(до 8 апреля) разворачивается в честь 140-летия ГИТИСа.

Мастер-класс директора музея им. Бахрушина стал частью грандиозного перформанса

Он назван "ДНК театра", и воспроизводит прошлое в "снятом" виде, с помощью гегелевского принципа "отрицания отрицания", где внутренние противоречия снимаются в процессе развития. Гитисовский перформанс в Музее современного искусства лишен какой бы то ни было агрессивности по отношению к прошлому. Оно присутствует в нем подспудно, облагораживая современные формы бытования крупнейшего образовательного центра современного сценического искусства. Здесь воспитывают будущих актеров и режиссеров для драматического и музыкального театров, артистов эстрады, сценографов и балетмейстеров, театроведов и продюсеров. (И хотя схожий учебный центр, Российский государственный институт сценических искусств, правда, с иной историей и судьбой, находится в Петербурге, у ГИТИСа все же особая роль в московской и российской театральной жизни. Между двумя столицами испокон веку было много методологических и эстетических разногласий.)

Каждый факультет на выставке получил особое пространство - переходя из зала в зал, посетители могут получить достаточно полное представление о том, что такое театр. Студенты-театроведы, ученики А. Бартошевича, В. Силюнаса, Б. Любимова, Г. Заславского, А. Степановой, А. Карась станут проводниками по истории сценического искусства. Молодые художники под руководством С. Морозова, В. Севрюковой, В. Архипова, В. Хархалуп раскроют тайны создания костюмов и декораций. Ученики С. Женовача, Д. Крымова, Е. Каменьковича, И. Райхельгауза, А. Галибина, О. Кудряшова посвятят в секреты режиссуры. А на актерском факультете в мастерских А. Кончаловского, Б. Морозова, С. Голомазова, В. Долгорукова подскажут, что нужно делать, чтобы не провалиться на первом же туре вступительных прослушиваний...

И снова понимаю, что всех и все упомянуть не удастся, поэтому прошу прощения у не названных мною коллег. Все они вместе со своими студентами поведали городу и миру, что театральное искусство имеет смысл только тогда, когда оно сохраняется как живое и современное дело. Как актуальный творческий процесс. Ведь неслучайно К. С. Станиславский писал о том, что на сцене, да и в жизни, нет застывшего настоящего времени, есть лишь процесс перетекания прошлого - в будущее.