В Самаре открылась выставка в честь столетия реформы русской орфографии

Выставка "Изъятие", посвященная 100-летию реформы русской орфографии, открылась в самарском музее Модерна.

Экспозиция рассказывает историю этой грандиозной революционной перемены в письменном русском, - сообщается на сайте музея. Реформа вступила в силу благодаря декрету, подписанному наркомом просвещения Анатолием Луначарским, который "всем правительственным и государственным изданиям" предписывал с 1 января 1918 года "печататься согласно новому правописанию".

На плакате, выпущенном к открытию экспозиции, приведены слова Михаила Ломоносова о том, что покушения на знаменитую, широко представленную на стендах в старинных самарских газетах "ять" начались задолго до реформы, которая эту букву упразднила.

К слову, против "ять", для современного началу 20 века русского уха звучавшей совершенно также, как и "е", бунтовали и дореволюционные гимназисты. В 1918 году из алфавита исключались и другие "дублеры": фита (похожая на букву "О", пересеченную горизонтальной волнистой линией), І - "и десятеричное". Вместо них стали употреблять, Ф, И. Пропал твердый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов. В документах ничего не говорилось о судьбе редкой и выходившей из практического употребления еще до 1917 года буквы ижица. Но на практике после реформы она тоже исчезла.

Специалисты отмечают, что реформа русской орфографии была революционной не только потому, что она произошла сразу после Октябрьской революции. Она изменила необходимый нам всем инструмент коммуникации и фиксации мыслей, который более двух сот лет сохранялся в России и хранил в себе следы еще более древней христианской сакральной системы, которая передавала религиозное знание.

Как считает куратор выставки "Изъятие" Ильи Саморукова, большевики приписали себе то, что готовилось лучшими учеными Российской империи с начала 1900-х годов. Реформу разрабатывала Орфографическая подкомиссия при Императорской академии наук.